Проблемы, связанные с понятием "симфонизм"

Не касаясь всех проблем, связанных с понятием "симфонизм", мы остановимся лишь на тех, которые непосредственно относятся к симфоническому стилю композиторов, поскольку именно через стиль определяются и характерные черты симфонического мышления. К вершинам симфонического творчества Гайдн и Моцарт шли разными путями, известно, что Гайдн, сочиняя во всех жанрах эпохи, основное внимание сосредоточил на симфонии. Имея в своем распоряжении достаточно полный (по тем временам) оркестр, он постоянно экспериментировал, сразу же "на месте" проверяя результаты своих находок. Однако в процессе долгой эволюции композитор часто отказывался от своих прежних достижений, отбирая лишь то, что соответствовало кругу образов, входивших в сферу его зрелого творчества. Это обусловило и типизацию его позднего симфонического цикла. Отметим, что у Т. Ливановой в отличие от других учебников указанный оценочный ракурс в сравнительном освещении Моцарта и Гайдна весьма ослаблен, а в последнем издании почти даже снят.

Оговоримся, что поставленная задача требует нахождения всегда существовавшей между ними грани (хотя очень часто она тонка и совсем не непреодолима), и потому, мы исключительно в тех случаях, которые не были для него основными. Кроме оперы, преобладавшим тот или иной жанр был лишь в какой-то определенный период его творчества; для симфонии это - 1771-1773 годы. Посетив перед этим крупнейшие музыкальные центры, Моцарт оказался в курсе всех основных направлений развития инструментально-симфонической культуры своей эпохи. В своих симфониях композитор не столько искал, сколько, сменяя, отбирал впечатления, "очищая", кристаллизовал их. Потому эволюция Моцарта заключалась в постепенном наслаивании и концентрации его предыдущих достижений: ее конечный итог - предельная индивидуализация, неповторимость образного замысла и его материализации в каждом сочинении. Что значительно затрудняет формулировку моцартовской симфонической концепции как некоего единства.

Симфонизм Моцарта представляется разветвленной системой образов, воплощающихся совокупным действием параллельных и разнонаправленных (вплоть, казалось бы, до взаимоисключающих) тенденций, норм, закономерностей. Каждая из его поздних симфоний составляет лишь несколько слагаемых этой системы. Охарактеризуем некоторые определяющие особенности как симфонического цикла в целом, так и отдельных его частей у того и другого композитора.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: