Тематизм поздних симфоний Моцарта

Одной из особенностей тематизма поздних симфоний Моцарта является синтез стабильного и инструментального начал, о чем говорится обычно при анализе этих сочинений. Однако это отнюдь не исчерпывающая характеристика. Очень существенно, что темы Моцарта многосоставны и многоелевентны: жанровые истоки сложно опосредованны. Эти темы обычно отличаются цепной структурой построения или полифоническим диалогизмом (когда отдельные интонационные линии имитируютоя в различных пластах оркестровой фактуры или контрапунктируют с новыми). В результата такой насыщенности и внутренней сопряженности их разнородных качеств образуется целостный фактурно-интонационный комплекс. Это свидетельствует о возросшей в темах образной емкости и многозначности.

Тема у Моцарта представит не как оформленная периодическая структура, данная в непрерывном развитии и самодвижении, она оказывается целой областью композиции. Темы Гайдна имеют иной генезис. Их жанровые истоки преимущественно связаны с инструментально-танцевальной сферой. Преобладание танцевальностикоторая проникает даже в песенные темы и медленные части, говорит о необычайно важной роли ритмического фактора в темах Гайдна, в чём он вплотную подходит к Бетховену.

Темы Гайдна отличаются броскостью и лапидарностью, законченностью, и в этом видна ясная художественная цель автора. Если Моцарта - это уже изначально "сложный характер", который вменяется и развивается через последумие сопоставления и столкновения с другими темами-образами, то тема Гайдна - это, скорее, контур, который в последующем развитии все более обрастает живой жизнью.

За внешней простотой и незамысловатостью тем Гайдна трудно представить, какие богатые возможности они в себе несут, что и позволило А. Эйнштейну сказать: "Темы Моцарта содержат "в себе" все, гайдновские же - то, что должно еще развиться". Отсюда вытекает разница и в способах развития тематического материала. Метод "мотивного" развития открывает Гайдну путь к максимальному раскрытию их возможностей и проявлению при этом редкой изобретательности. Склонность к мотивированному типу развития уже самим танцевальным характером инструментализма Гайдна и весомостью роли ритма, ибо его мотивное развитие - это, прежде всего, интонационная работа с ритмическим остовом темы ее ячеек. Ритм вычленяющихся мелких единиц, будучи узнаваемой частью тем, и способствовал выявлению единства терпела с характером его развертывания в композиции. Поэтому он, во-первых, гораздо больше склонен к сознанию целостного облика тем, что позднее будет очень характерно для романтиков, а во-вторых, метода тематического развития Моцарта, жанровых первоистоков тем, весьма разнообразны, можно екать» что в виду своего многообразия они еще плохо изучены.

Использование последнего для Моцарта не является исключительным. Не менее характерно для него и вариантное развитие. В этом сказалось широкое воздействие на симфонии Моцарта кантиленности, идущей от оперы, в чем он предвосхитил творческий метод Шуберта (вспомним, что даже в начальной теме симфонии, развитие которой наиболее ярко представляет гайдновский принцип работы с материалом, органично сочетается танцевальная ритмика с интонационным строем ариозной мелодики). Следует отметить и преобладающую роль контрапункта в тематическом развитии у Моцарта.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: