Роль полифонической техники

Роль полифонической техники в поздних симфониях Гайдна менее весома по сравнению с моцартовскими и даже тогда, когда он ее использовал, она имела для него в большей мере значение удачной "находки", где искусность и ловкость граничит с оттенком юмористичности. Это встречается и у Моцарта в "Пражской" и "Юпитере", где привлечение техники сложного контрапункта возводится в принцип своеобразной игры фантазии, мастерской манипуляции полифоническими возможностями исходного материала. Вместе с тем, применение контрапункта у Моцарта простирается в очень широких пределах, так как полифоничность была всегда свойственна его музыкальному мышлению, а в поздний период - особенно. В полифонии он находил разнообразные возможности для индивидуализации слоев музыкальной ткани, динамизации тем и драматизации их развития, одновременного сплетения контрастных интонационных сфер, что и роздало у него драматургически многоплановую картину. Причем, если для экспонирующих разделов более характерна контрастная полифония, то для развивающих - скорее, имитационная. Широкое использование Моцартом имитационной полифонии как средства развития объясняется тем, что, создавая в секретных соединениях эффект "разработочности", она способствовала и сохранению мелодической цельности иногда весьма крупных фраз, вычлененных из теш: то есть, выявляла принцип показа тем "под разным углом зрения".

Поэтому, если акцентировать индивидуальные особенности мотивного развития у Гайдши Моцарта, то у первого оно "мотивно-ритмическое", у второго - "мотивно-контрапунктивеское". Сказанное о тематизме и развитии подтверждает и различие оркестровке композиторов, хотя пользовались они почти одинаковым составом инструментов. Характер оркестровой ткани Гайдна обычно согласуется с функциональным положением в композиции того материала, который ею оформляется. В экспонирующих разделах его оркестр спокоен, уравновешен благодаря выверенной и типизированной дифференцации ролей оркестровых групп и инструментов. В последующих извивающих разделах (вариациях, разработках) четкое распределение подгрупп уже сменяется их смешением. Оркестровка начинает расцвечиваться, обогащаясь множеством инструментальных сочетаний.

Таким образом, оркестровое богатство у композитора раскрывается в процессе развития, и чем оно многообразнее, тем ярче оркестровые краски. Не чуждался Гайдн и "внешних" эффектов, рассчитанных на публику(симфонии "Сюрприз", "Военная" и др.).

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: