Решение сонатной композиции у Моцарт

Решение сонатной композиции у Моцарта всегда предельно индивидуально, как и методы развития. Композитор не концентрировал внимания на каких-то единых принципах разведывания художественной формы; он стремился пользоваться всем арсеналом выработанных музыкальным искусством средств, отбирая из него наиболее подходящие для реализации конкретного творческого замысла. Это и монотематическая, и контрастно-томатическая экспозиция; и производный контраст, и тип целеустремленного, поступательно развития (близкого Гайдну).основан ного на непрерывном движении, видоизменен и и обновлении одной об разной сферы, и тип многопланового рассредоточенного развития, основанного на параллелизме нескольких образных сфер, которые в процессе взаимных смен и переплетений то сближаются, то отталкиваются ("Юпитер"). В сонатной же форме Моцарт всемерно акцентировал ее возможности к контрастности и драматической конфликтности. Именно этим объясняется преобладание контрастно-тематических экспозиций и обилие в них разнородного тематизма (даже в монотематических экспозициях симфоний "Хафнер" и "Пражской" Моцарт ввел вторую побочную, типично лирического склада тему).

Склонность к конфликтной драматургии объясняет и его отношение к разработке: отличаясь сжатостью, высокой степенью лаконичности и концентрированности, они являлись для него средоточием драматического накала. Композитор не стремился использовать много тем, и выбор материала для разработки весьма прихотлив (вплоть до совершенно нового) но выбрав тему, Моцарт "сгущал" и "сжимал" ее посредством или же столкновений в контрапункте с другими. Однако главное, и, пожалуй, в другом: разработка потому у него не несетсамодостаточного художественного значения, что она мыслится лишь в контексте целого, выступая как результат строго пропорционального драматургического соотнесения каждого этапа композиции. В более широком плане здесь сказывается свойственная Моцарту театральность в подходе к инструментальной форме, опосредованное воздействие оперно-драматургических принципов. Такого рода комбинаторность, когда предельное разнообразие, непредсказуемость развития, абсолютная свобода во владении материалом достигаются искусным манипулированием составными частями и элементами всего организма художественной формы, позволяет сказать, что для творческого метода Моцарта в большей степени характерно операциональное мышление.

Все вышесказанное в той или иной мере характеризует и другие части симфоний Гайдна и Моцарта. Использование сонатной формы в медленных частях для Гайдна необязательно, - тяга к последовательному, основательному развитию успешно реализовалась им в форме вариаций. Минуэтам и финалам Моцарта такая степень жанровой открытости несвойственна.

Наоборот, в менуэтах он скорее нейтрализовал танцевальное начало, наполняя их то лирикой, то драматизмом, то беззаботной веселостью. Мажорные финалы Моцарта напоминают событийную динамику, одновременно драматичную и праздничную атмосферу его буффонных финалов, когда счастливые герои испытывают победный восторг после утомительных интриг и превратностей судьбы.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: