Формирование истинных музыкально-исторических представлений

Поставленные в статье вопросы имеют важное значение для музыкальной педагогики. Все сказанное дальше может показаться, на первый взгляд, замечаниями более или менее частного характера, имеющими узкометодическую направленность. В действительности, это тот случай, когда преподнесение материала в учебном процессе, его организация и освещение способствует (или не способствует) формированию истинных музыкально-исторических представлений у будущих профессионалов. Это тем более существенно, когда речь идет о музыкальной классике, где все кажется вполне знакомым, устоявшийся, незыблемым. Между тем именно классика требует к себе самого пристального внимания, как та основа, на которой складываются широта духовного кругозора музыкантов, культура музыкально-исторического и музыкально-теоретического мышления, подлинный профессионализм. В преподавании тем "Симфоническое творчество Гайдна" и "Симфоническое творчество Моцарта" важно устранить неизбежно возникающее при такой последовательности рассмотрения учебного материала представление о том, что "Гайдн - создатель классической симфонии, Моцарт - продолжатель Гайдна в жанре симфонии". Преодолеть сложившуюся традицию нелегко, особенно в училищном курсе.

Ведь для учащихся X курса, не обладающих ни запасом элементарных теоретических знаний, ни музыкальным кругозором, симфонии Гайдна в известном смысле легче для понимания, яснее для анализа, нагляднее для демонстрации сонатных принципов. Монографическое же расположение материала уже само по себе предопределяет последовательность (то есть либо "Гайдн", затем "Моцарт", либо наоборот). Поэтому так важна в преподнесении этих тем исторически убедительная интерпретация материала, мысль о равновеликости и одновременности" достижений Гайдна и Моцарта в развитии жанра симфонии. Не предуказывая методики изучения симфонического творчества Моцарта и Гайдна в вузовском курсе, заметим, что методологический целесообразнее было бы их параллельное рассмотрение. Это дает возможность раскрыть сложные перекрестные связи между двумя симфонистами и их исторические обоснования, а также достаточно дифференцированно оценить творческие достижения каждого. В конечном счете именно углубленный историко-стилистический анализ симфоний Гайдна и Моцарта - с учетом реальных факторов становления и эволюции их симфонического творчества - даст возможность более тонко и гибко определить значение, историческую обусловленность и перспективность вкладов каждого из великих симфонистов добетховенской эпохи в становление и развитие этого жанра.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: