Творчество К. В. Глюка

Необходимо оговорить еще один, ставший традиционным не только в педагогике, но и в нашей музыковедческой литературе анахронизм: явно устарела сквозная нумерация симфоний Моцарта, не отражающая ни их реального количества (в действительности их не 41, а свыше 30), ни порядка их создания. Творчество К. В. Глюка нельзя назвать малоизученным: в советском музыкознании ему посвящены главы учебников, специальных исследований культуры, отдельные статьи. Весьма обширна зарубежная библиография работ о Глюке, которая включает исследования самого различного характера - от эссе до монументальных монографий.

Изучению творчества композитора благоприятствует издание полного собрания сочинений. Тем не менее советское музыкознание находится в долгу перед композитором. Традиционное представление о его творчестве, утвердившееся в музыкально-исторических учебных курсах, базируется, преимущественно, на операх "Орфей", "Альцеста", "Ифигенияв Аьлиде".

Реформа Глюка обычно характеризуется несколько однозначно. И дело даже на в том, что не изучаются другие его оперы (хотя они и заслуживают этого). На взгляд, настало время по-новому взглянуть на, казалось бы, давно известные сочинения, составить более глубокое и многогранное представление о фигуре Глюка - оперного реформатора, и отчасти пересмотреть некоторые хрестоматийные, но страдающие неточностью оценки.

В данной статье мы обратились к едва ли не самым популярным операм Глюка - "Орфею" и "Альцесте". Они традиционно относится исследователями к венскому реформаторскому периоду его творчества и рассматриваются как своего рода первая музыкальная и эстетическая декларация реформы. Однако, как известно, Глюк осуществил две редакции этих опер - венскую (так называемую итальянскую) и парижскую. Кроме того, "Орфей" имеет множество неавторских версий, сделанных уже после смерти композитора. В музыкальных училищах и вузах изучение этих опер основывается на французской ("Альцеста") и берлиозовской ("Орфеи") редакциях, а они не могут дать полного представления о первых редакциях, стоявших в начале реформы. Таким образом, проблема эволюции воззрений Глюка остается вне поля зрения. В преподавании музыкально-теоретических дисциплин это вызывает упрощенное представление о Глюке - оперном композиторе и о сущности самих его опер. Сравнение двух редакций "Альцесты" не предпринималось в советской музыковедческой литературе, что может быть отчасти объяснено труднодоступностью партитуры итальянской редакции оперы, ставшей библиографической редкостью. Различия венской и парижской редакций "Орфея", в целом, освещены в учебнике Т. Н.Ливановой "История западноевропейской музыки до 1789 года". Однако в этом труде автор не преследовал цели специального научного сравнения редакций, замечания об их различии, скорее, информативный характер.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: