Уточнение анализа драматургии оперы

На наш взгляд, расширение пасторальных и танцевальных сцен во французской редакции, равно как и перенос Орфея в теноровую тесситуру, не являются принципиальным в определении отличия двух редакций, хотя до сих пор именно эти факты привлекали наибольшее внимание музыковедов и авторов учебных пособий. Более существенными представляются изменения речитативного стиля, о которых речь пойдет ниже, а также новое композиционное решение арии Эвридики (и действие), где средняя часть превращена в дуэт Орфея и Эвридики. Это изменение не отмечалось, либо не интерпретировалось в известной пам литературе. Введение дуэта в арию насыщает ее драматическим развитием, заостряет конфликтную ситуацию. Из жалобы и стенания Эвридики с типичными для арий интонациями накладываются о возгласы Орфея более сдержанного речитативного характера. Таким образом, к ряду музыкальных высказываний Орфея, которым свойственно настроение возвышенной печали и благородного волнения, добавляется небольшой, но чрезвычайно напряженный дуэтный эпизод, который обобщает и до предела заостряет ситуацию. Подобный прием не встречается в операх Глюка, написанных до парижского периода творчества.

Он становится характерным именно для произведений 70-х годов и используется в моменты сильного драматического напряжения. Стремление к драматической насыщенности арии, к включению ее в действие, обусловившее превращение средней части арии в дуэт, в 70-е годы привело к созданию арии-монолога, передающего напряженную внутреннюю борьбу нового трагедийного героя глюковской драмы 70-х годов.

Этот вывод имеет существенное значение и для показа достижений Глюка в учебных курсах, поскольку он акцентирует целенаправленность реформы оперы и динамику этого процесса. Знакомство с этой арией в процессе обучения, как правило, вызывает недоумение у учащихся несоответствием трагизму ситуации. Подобная ее трактовка может содействовать освежению восприятия и уточнению анализа драматургии оперы.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: