Для училищного этапа…

Для училищного этапа обучения помимо трех названных типов познавательных задач (которые сохраняют поначалу свое значение) требуется введение задач нового типа, формирующих навыки классификации, систематизации, абстрагирования. Цель училищного спецкурса - сформировать четкое представление о стилистических закономерностях, характерных для крупнейших композиторов различных эпох, о признаках, присущих отдельным школам, стилям эпохи. В познавательных задачах вузовского курса истории музыки усилен процессуально-исторический аспект. Если через познавательные задачи в ДМШ и училище формируются определенные операции мышления, то вузовский курс ориентирован на целостное историческое мышление, где широко используются знания и опыт мыслительной деятельности в свернутом виде. Таким образом, система познавательных задач от ДМШ до вуза может обеспечить в процессе обучения этапы развития познавающего мышления индивида, через которые проявляется преемственность.

Роль педагога заключается в управлении этим процессом, в обеспечении необходимой информацией для качественного решения познавательных задач опредленого уровня трудности. Это не означает, что нужно отменить лекции в вузах и училищах, или рассказах. Но их место и функция представляются иными: необходимо насытить их не только и на столько готовой информацией, предназначенной для запоминания, а системой вопросов, которые должны решаться через применение получаемой информации. Одновременно усваивается как предлагаемая в лекциях информация, так и способы деятельности по ее применению, то есть формируются устойчивые навыки профессионалу мышления музыковеда. Преемственность в обучении достигается в том случае, если учитывается особенность естественного процесса познания, его диалектическая сущность - "от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике" (В. И.Ленин). Это методологическое положение действенно как в микро, так и в макро масштабах, в отдельных ограниченных этапах обучения оно проявляется как переход от наблюдения к обобщению и затем использованию обобщенных знаний в новой практической ситуации.

Обобщенное знание выступает в качестве матрицы, через которую идет накопление сравнимых по каким-либо параметрам явлений.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: