Музыкально-симфонические образы

Следует отметить, что интерес к собственно музыкальному материалу, к музыкальной мысли как таковой и логике ее развития Гайдна преобладает над способом ее оркестрового оформления. У позднего Моцарта музыкально-симфонические образы неотъемлемы от своего оркестрового воплощения; их характерность и всеобразие предопределены этим единством. Композитор в полной мере использовал возможности оркестровой ткани к контрапунктическим сочетаниям и последовательным сопоставлениям групп, подгрупп отдельных инструментов. Графично дифференцированной, выразительной звукозаписью отличаются медленные части и полифонические эпизоды симфоний Моцарта; гораздо чаще его оркестровая драматурги строится на контрастных сопоставлениях, где отличаются компактностью и единством, второе - тщательной выписанностыо каждой партии. Отметим, что эти определения не стоят в одном ряду: означает ладоинтонационное обновление мотивов при ритмической остинатности, второе - преимущественную неизменность, вступающих в различные контрапунктические комбинации. Решение проблемы Сонатности как ведущего принципа инструментальной музыки всех венских классиков у Гайдна и Моцарта тоже различается.

Во-первых, сонатная форма занимает в их симфониях разное место. У Моцарта уже с 1771-1772 годов в медленных частях и финалах лишь за редкими исключениями твердо устанавливается сонатная форма. В поздних симфониях Гайдна в медленных частях преобладают вариационные или трехчастные формы (у Моцарта нет ни одной медленной симфонической части в форме вариаций), в финалах - рондальность (рондо или рондо-соната). Во-вторых, сравнение первых частей показывает, что в сонатной форме оба композитора акцентировали разные ее стороны. Гайдна привлекали богатые возможности к выдержанной процессуальности и неуклонности развития, и, может быть, поэтому он часто прибегал к экспозиции и производному контрасту тем в классическом понимании, что способствовало связной многоэтапное и постепенности тематических переходов в становлении музыкальной формы.

Это понятно: разработка для Гайдна являлась по существу главной желанной цель. Именно в этом наименее детерминированном разделе сонатной композиции композитор ног дать свободу воображения, продемонстрировать искусство извлечения нового содержания. Стремление использовать в сонатной разработке большое количество материала, в частности всего материала экспозиции (потому разработка нередко повторяет экспозиционный тематический план), и "долго" его развивать свидетельствует о тяге к полной высказанности. Все это (наряду с его методом мотивного развития, частотой модуляционного ритма и тематических смен в разработках) говорит о желании подвергнуть материал тщательнейшему анализу, поэтому музыкальное мышление Гайдна в целом можно охарактеризовать как преимущественно налитическое.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: