Рука музыканта

Владимир Мазель "Музыкант и его руки: Физиологическая природа и форми­рование двигательной системы"

 

Своеобразный гимн руке артиста заключен в многочислен­ных дифирамбах выдающихся деятелей искусства. Глубокий анализ возможностей руки музыканта дается замечательной пианисткой Маргаритой Лонг: «Концы наших рук - их кисти и пальцы - не только мышечный организм. От чудесные органы чувств, одаренные собственными ощущениями, я хочу сказать, почти даром творчества. Если они часто повинуются мозгу, то гораздо чаще, чем то кажется, именно они управляют[1]

Рука музыканта - неотъемлемая часть его души, и в этом от­ношении ее творческие возможности безграничны. В то же вре­мя рука - часть тела, и ее двигательно-силовые действия должны быть полностью подчинены физиологическим закономерностям функционирования человеческого организма.        

Музицирование - единый психофизиологический процесс, в котором психический фактор - основа художественного мыш­ления. Таков высший идеал исполнительского мастерства.

Какова закономерность совмещения двух начал, двух сто­рон творческого процесса - эмоциональной и двигательной? Как подчинить их полностью творческим задачам? Ответ одно­значный - художественные задачи превыше всего, а двигатель­ные действия рук должны всегда подчиняться творческой воле исполнителя. Поэтому двигательные действия рук должны быть полностью автоматизированы и совершаться с минималь­но необходимой степенью напряженности.    Благодаря тщательно продуманной подготовке, рука, пол­ностью подчиняясь воле исполнителя, становится полноправ­ной соучастницей творческого процесса. Более того, образует­ся двусторонняя связь - рука, повинуясь воле исполнителя, своими действиями корректирует замысел исполнителя, мате­риализуя его в том или ином характере звучания.

По утверждению С. Савшинского «Рука обретает способ­ность «слышать», «выражать» и «предвосхищать» тот или иной характер звучания. Рука обретает дар «предслышания», способ­ность «самонастраиваться» на выразительную артикуляцию».*

В свете изложенного возникает извечная проблема воспи­тания органичной связи между эмоционально-слуховой и мо­торной сферами.

Как практически соединить воедино две стороны творческо­го процесса, добиться их полной уравновешенности и гармонии? Эти кардинальные вопросы всегда были и всегда останутся в центре внимания всей системы музыкального воспитания и об­разования. О

Моторно-двигательное воспитание должно строиться на ос­нове неукоснительного соблюдения физиологических законо­мерностей двигательных действий мышечной сферы организ­ма. Речь идет не только о двигательных действиях всей руки, но также и отдельных ее частей. Двигательный процесс необ­ходимо строить на базе полного взаимодействия - максималь­ной координации всех частей корпуса и рук, рук и плечевого пояса, плечевого пояса и головы, верхней и нижней частей кор­пуса. Без всесторонней организации моторно-двигательной сферы невозможно воспитание ее органической связи с эмоци­онально-слуховой сферой. В этой связи особое значение следу­ет придавать начальному периоду обучения, связанному с фор­мированием постановочных элементов в детском возрасте.

 


[1] В первой части работы автор использует ряд положений, обоснованных и разработанных профессором Олегом Шульляковым в книге "Музыкально- исполнительская техника и художественный образ*, а также его ссылки на высказывания известных музыкантов и ученых.

 

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: