Ощущения и движения — их взаимосвязь и взаимозависимость: первичность ощущении — вторичность двигательных действий

Владимир Мазель "Музыкант и его руки: Физиологическая природа и форми­рование двигательной системы"

 

Двигательные системы музыканта должны отличаться ис­ключительной точностью. В чем суть творческих поисков, при помощи каких технических средств исполнитель может до­стигнуть требуемой точности воспитываемых инструменталь­ных навыков? Каковы пути, ведущие к «верным» техническим решениям? На какой практической основе воспитываются це­лесообразные движения и в какой последовательности?

В отличие от целенаправленных движений целесообразные должны всегда формироваться на базе их максимальной осо­знанности, то есть активного психологического контроля.

Следовательно, целесообразные движения отличаются сво­ей психофизиологической направленностью. Но сознание должно, особенно на первом этапе обучения, активно контро­лировать не только само движение, но те локальные ощущения в мышечных группах, на основе которых это движение форми­руется. Движения, формирующиеся стихийно, вне осознанного контроля конкретных локальных мышечных ощущений, не мо­гут быть подвластными воле исполнителя. Поэтому каждое сознательно формируемое движение следует рассматривать как сумму запрограммированных ощущений, «Учиться движе­ниям, - значит приобретать новые мозговые процессы», - пи­сал Штейнгаузен“

Итак, управляемые целесообразные движения формируют­ся под контролем активного концентрированного внимания (сознания). Однако они всегда носят вторичный характер, в то время как первичными являются ощущения в локальных мы­шечных группах, то есть, там, где каждое конкретное движе­ние формируется. Следовательно, воспитание первичных дви­гательных навыков ученика необходимо начинать не с самого движения, а с поисков ощущений в соответствующих локаль­ных мышечных группах. Это и есть основная цель каждого уп­ражнения в предпостановочный и постановочный периоды обучения.

Начальный период занятий по формированию двигатель­ных навыков будущего музыканта должен строиться на базе конкретных тактильных (осязательных) ощущений. Как осу­ществлять это практически? Наглядный пример: ученик сво­бодной рукой (ладонью) фиксирует те локальные мышечные группы или отдельные мышцы, которые должны формировать конкретное целесообразное движение. Фиксация рукой ло­кальных мышечных групп помогает ученику не только контро­лировать конкретные ощущения, но и удерживать их в памяти.

Постепенно конкретные тактильные ощущения приобрета­ют ассоциативный характер, движения автоматизируются, и необходимость фиксации рукой отпадает. Полная автоматиза­ция движений превращает их контроль в подсознательный. Та­ков путь формирования новых управляемых - волевых движе­ний. Аналогичен путь и корректировки (перестройки) двигательных ощущений в процессе исправления дефектов двигательного аппарата.

Вывод: тактильные ощущения постепенно трансформиру­ются в ассоциативные, а формируемые на этой основе, актив­но управляемые движения автоматизируются и контроль за ни­ми принимает подсознательный характер. Таков оптимальный путь формирования целесообразных движений.

Осознанная фиксация конкретных ощущений и автоматиза­ция движений - основная задача начального периода обучения без инструмента Целью же следующего этапа работы, связанно­го непосредственно с инструментом, будет воспитание всех дви­гательных навыков, направленных на формирование конкрет­ных инструментальных приемов. Это будет осуществляться на базе ощущений, воспитанных в предпостановочный период.

Окончательная корректировка конкретных инструменталь­ных приемов должна быть подчинена слуховому контролю. Двигательные действия рук должны быть полностью подвласт­ны художественному намерению исполнителя.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: