Суставы и их функции

Владимир Мазель "Музыкант и его руки: Физиологическая природа и форми­рование двигательной системы"



 


«Суставы - подвижное соединение костей, позволяющее им перемещаться относительно друг друга» - определяет энцикло­педия. С костями суставы соединяются мышечными группами. При помощи мышечных групп суставы приводят в движение кости, создавая подвижность всех частей корпуса и рук.



По своим двигательным возможностям суставы можно под­разделить на очень подвижные (практически во все; плоско­стях), ограниченно подвижные и малоподвижные. Под по­движностью суставов имеется ввиду амплитуда их естествен­ных двигательных возможностей. К числу суставов, имеющих очень большую подвижность во всех направлениях, относятся: ' тазобедренные, шейные и, особенно, плечевые и кистевые.



В зоне тазобедренных, плечевых, шейных и кистевых суста­вов сосредоточены все категории мышечных групп, дающие возможность ногам, рукам, шее и кисти совершать движения во всех плоскостях. К числу таких групп относятся: сгибатели-раз­гибатели, приводящие-отводящие,  вращающие-возвращаюшие.



Тазобедренные суставы окружены наиболее сильными мышечными группами. Тазовая часть корпуса и зоны тазобед­ренных суставов являются связующими между верхней частью корпуса и нижней, а их мышечные группы служат силовой зо­ной нижней части корпуса.Мышечные группы тазовой части корпуса и тазобедренных суставов совместно с поясничными и нижней части живо­та обеспечивают подвижность верхней части корпуса по отно­шению к нижней. Наряду с этим тазобедренные суставы обеспечивают ногам двигательную свободу во всех плоско­стях, в том числе и в круговых движениях. Тазобедренные су­ставы способны совершать самостоятельные активные дейст­вия и выносить очень большие двигательные нагрузки.



Коленные суставы окружены весьма сильными мышеч­ными грушами, они имеют большую амплитуду подвижности только в двух направлениях и выдерживают достаточно боль­шие физические нагрузки.



Голеностопные суставы достаточно подвижные по всем направлениям, но с ограниченной амплитудой подвижности.



Плечевые суставы - самые подвижные в корпусе, имею­щие не только неограниченную подвижность во всех направле­ниях, но и наибольшую амплитуду движений. Они опоясаны со всех сторон сильными мышечными группами и являются са­мыми выносливыми в системе руки. Плечевые суставы спо­собны к активным самостоятельным движениям и способны выносить весьма большие физические нагрузки.



Локтевые суставы имеют большую амплитуду подвижно­сти, но только в двух направлениях - сгибаниях и разгибаниях. Окруженные достаточно сильными мышечными группами, яв­ляясь составной частью руки, они не способны к активным са­мостоятельным движениям и не выдерживают значительные физические нагрузки.



Кистевые (лучезапястные) суставы окружены весьма слабыми мышечными группами, они очень подвижны по всем направлениям, но с ограниченной амплитудой движений. Физиологически им не свойственны активные самостоятельные (изолированные) движения, и они выдерживают только очень небольшие физические нагрузки.



Пальцы рук: основные суставы четырех пальцев достаточ­но подвижны в сгибе, меньше в разгибе, имеют очень неболь­шую амплитуду круговых движений; средние и ногтевые суста­вы обладают подвижностью в сгибах и (меньше) в разгибах.



Большой палец - самый подвижный по всем направлени­ям; в отличие от остальных пальцев окружен достаточно силь­ными мышечными группами; служит не только основой сило­вой зоны всей кисти, но и основой опорных действий руки на плоскость; способен к активным самостоятельным движениям; может выносить достаточно большие физические нагрузки.



Позвоночник - цепочка мелких и, в основном, малопо­движных суставов, разделенных дисками. Наиболее подвиж­ны ПЯТЬ ПОЗВОНКОВ ЗОНЫ ПОЯСНИЦЫ и, особенно, семь шейных позвонков, окруженных слабыми мышцами.



Суставы в силу своей большой подвижности очень подвер­жены патологическим изменениям и, вследствие этого, дефор­мации. Во многих случаях причинами деформации являются постоянные перенапряжения мышечных групп, окружающих суставы. Эти перенапряжения провоцируют неправильные с физиологической стороны двигательные действия мышечных групп в зонах суставов. Сказанное в большей степени относит­ся к позвоночнику: неправильное распределение нагрузки кор­пуса, а также неправильные движения в зонах большой по­движности позвонков - поясницы и особенно шеи, их чрезмерные автономные сгибания провоцируют быстрое изнашивание дис­ков - их истончение и деформацию. Шейные позвонки (суста­вы) весьма подвижны во всех направлениях, однако, окружен­ные слабыми мышечными группами, они не выдерживают значительных напряжений.



Каждому суставу свойственна определенная степень автономной подвижности - нейтральные движения, не выходя­щие за пределы естественной амплитуды сустава. Крайние по­ложения суставов, выходящие за эти пределы, весьма опасны, ибо неизбежно провоцируют перенапряжения мышечных групп, приводящих сустав в движение.



Музыканту, в силу специфики профессии, приходится по­стоянно совершать огромное количество сложнейших по сво­им ощущениям и формам движений. Ему необходимо непре­рывно контролировать зоны особо уязвимых суставов, предохраняя их от несвойственных им самостоятельных ак­тивных действий и крайних положений. Очень опасны край­ние положения кистевых суставов - их чрезмерные сгибания и разгибания, как в вертикальных, так и в горизонтальных плос­костях, а также резкие сгибания и разгибания локтевых суста­вов. Очень опасны крайние положения шейного отдела позво­ночника - особенно изолированные наклоны головы вперед и неправильные движения корпуса в зоне поясничных позвон­ков, о которых говорилось в разделе «Спина и позвоночник».



Самые подвижные и самые выносливые в системе руки плечевые суставы. Они опоясаны со всех сторон сильными мышечными группами. Их естественная амплитуда движений наибольшая, следовательно, плечевые суставы могут выпол­нять значительно больший объем работы, чем относительно сильные локтевые суставы и, тем более, слабые кистевые. Бо­лее того, активные движения в зонах плечевых суставов долж­ны быть первичными при организации двигательного процес­са всех остальных частей рук, поскольку они организуют и направляют движения размаха. Подробный анализ размаховых движений будет дан в последующих разделах. В то же время следует особо подчеркнуть, что крайне опасны неправильные (с физиологической стороны) двигательные действия мышеч­ных групп, окружающих плечевые суставы, особенно непра­вильные направления первичных движений при подъеме рук.



Суставы в силу их природной инертности без волевого при­каза мозговых центров двигаться не могут. Организация кон­кретного движения суставов, а также указание его направле­ния происходят на основе волевых приказов, идущих от соответствующих мозговых центров на определенные мышеч­ные группы, приводящие в движение суставы.



Если мышечные группы двигают суставами в естествен­ном, с точки зрения физиологии, направлении, они напрягаются минимально необходимо. Если движения противоестествен­ные - мышечные группы перенапрягаются. «Всякий здоровый сустав подвижен и другим быть не может... Упражняться же надо в правильной координации всех частичных суставных движений... для достижения целостного и целесообразного об­щего движения... При правильном понимании существа уп­ражнения сразу же отпадают все изоляции, фиксации, осво­бождение суставов и т.п., одним словом все бесполезные, а часто и вредные приемы упражнений».



Следовательно, заставляя суставы двигаться в неправиль­ную, с точки зрения физиологии, сторону, человек сам прово­цирует перенапряжения мышечных групп в зоне суставов. Та­ким образом, при организации двигательного процесса музы­канта, особенно его рук, следует помнить, что перенапряже­ния не возникают самопроизвольно, а провоцируются неправильным направлением движений.



Существует еще один важный аспект, регулирующий пра­вильность действий музыканта. Мышечные группы, окружаю­щие суставы, относятся к категории разнодействующих, т.е. действующих в противоположных направлениях. Как правило, это мышечные группы - сгибатели и разгибатели.



Известно, что сгибатели от природы физически более раз­виты, чем разгибатели. Следовательно, для уравновешивания действий названных мышечных груш необходимо всемерно физически развивать мышцы-разгибатели. В противном слу­чае непропорциональное развитие одной из мышечных групп будет вести к неизбежным перенапряжениям всех мышечных груш, окружающих сустав. Только одинаковая степень разви­тости мышечных групп-антагонистов позволяет четко регули­ровать их взаимодействия. Недоразвитость одной из противо­действующих груш нарушает баланс их действий.



И, наконец, исключительно важный момент: для всех сус­тавов, особенно рук и шеи - наиболее естественными являют­ся не прямолинейные, а круговые движения или по дугообраз­ной линии. Круговой (дугообразный) характер движения позволяет мышечным грушам, соединяющим суставы, напря­гаться со значительно меньшей силой, чем при движениях по прямой линии. Эти свойства суставов необходимо учитывать педагогу, организуя двигательный процесс ученика. Такова в принципе природа целесообразных движений. Кроме воспита­ния правильных направлений движений каждого конкретного сустава, очень важна их синхронность - например, синхрон­ные движения локтевого и плечевого суставов при сгибаниях и разгибаниях локтя.



Вывод: слишком большая активность суставов, их крайние положения, и особенно несвойственные им с точки зрения физиологии направления движений, а также недостаточная разви­тость одной из мышечных групп неизбежно провоцируют пере­напряжения всех мышечных групп, окружающих суставы. На эти весьма важные двигательные особенности суставов почему- то до сих пор не обращали должного внимания.



Правильно организуя двигательный процесс и предохраняя зону суставов от перенапряжений, музыкант тем самым обеспе­чивает себе творческое долголетие.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: