Проблемы технического развитая музыканта-исполнителя

Владимир Мазель "Музыкант и его руки: Физиологическая природа и форми­рование двигательной системы"

 

«Выделение вопроса о технике в самостоятельную пробле­му закономерно и неизбежно, как мир».

Управляемость техническим аппаратом возможна только на основе достижения максимальной двигательной свободы рук. Однако двигательная свобода и даже пальцевая беглость - только од на из основ технического мастерства, и она еще не является показателем техники в широком смысле этого поня­тая. Эти ценные качества ученика свидетельствуют лишь о его техническом потенциале. Другим важнейшим фактором является воспитание органической связи между моторно-дви­гательной и эмоционально-слуховой сферами.

Способность музыканта к творческому самовыражению я его возможность максимально донести до слушателя художе­ственный замысел в полной мере зависят от его технического оснащения. Никакие технические проблемы, никакие трудно­сти не должны отвлекать исполнителя от основной цели - сво­боды музицирования.

Речь идет не о чисто двигательно-физиологическом акте, а о всеобъемлющем понятии - «музыкально-исполнительская техника», которое синтезирует три начала: эмоционально-слу­ховое, двигательное и ритмическое. Подробный анализ двига­тельно-физиологического начала был дан выше. Теперь следу­ет обратиться к специфической проблеме рук, связанной с пальцевой техникой.

Само понятие «техника» следует рассматривать всеобъем­люще: от формирования конкретного звучания и управления им - до овладения всем арсеналом технических средств и при­емов; от «умения подчинять моторные навыки творческим це­лям» до «способности музыканта... свободно интерпретиро­вать художественный образ».“

Формирование управляемого технического аппарата воз­можно только на основе строгого подчинения двигательных действий рук основным физиологическим закономерностям функционирования организма. Как писал А. Гольденвейзер: «Мы можем извлекать иногда очень удачно те или иные звуко­вые сочетания из инструмента не с помощью самых рацио­нальных (целесообразных - В.М.) движений. Поэтому нужно стремиться «делать такие движения, с помощью которых зву­ковой результат достигался бы проще всего и естественнее всего с наименьшей затратой сил и времени».

В том же смысле высказывался и И.Гат: «Пусть не сбивает с пути педагога то, что начинающий иногда достигает хорошего музыкального эффекта при помощи неправильных движений. Только те технические решения удовлетворительны, которые мо­гут быть окончательными, которые входят в перспективу музы­кального и технического развития учеников».

Рассмотрим, как современная педагогика решает проблемы единства художественных и технических задач.

За последние десятилетия в методике овладения музыкаль­ными инструментами произошла подлинная техническая рево­люция. В результате - произведения высочайшей технической трудности подвластны сегодня даже исполнителям, наделенным не столь уж блестящими природными двигательными данными. Однако отдавая должное успехам современной педагогики, осо­бенно ее успехам в области технического развития учеников, не­обходимо обратить особое внимание на тот фактор, что пробле­ма зажатости рук и профзаболеваний - одна из серьезнейших бед современного музыкального исполнительства. Причем это­му негативному явлению подвержены не только исполнители среднего и пожилого возраста, но и учащаяся молодежь.

В чем причина того, что столь значительное число музыкантов-исполнителей любого возраста и любого уровня страда­ют от зажатости рук, их заболеваний и болезни спины?

При том что двигательные возможности руки неограничен­ны, они все еще мало изучены. На наш взгляд, именно это и яв­ляется основной причиной их заболеваний. Зачастую педаго­ги, увлекаясь сиюминутными успехами учеников, не придают особого значения тому факту, что найденные и культивируе­мые ими эффектные технологические приемы входят в проти­воречие с основными физиологическими закономерностями организма. Педагоги часто не задумываются, к каким негатив­ным последствиям может привести применение подобных приемов и какую «высокую цену» вынуждены будут в послед­ствии платить за это пострадавшие ученики. В этой связи вспомним утверждения А. Гольденвейзера и И. Гата, приведен­ные выше.

Культивирование противоестественных технических при­емов особенно опасно при работе с начинающими учениками в детском возрасте, в процессе занятий с которыми даже ма­лейшие недосмотры в этом отношении могут в дальнейшем привести к самым тяжелым последствиям, вплоть до профес­сиональных заболеваний.

Весьма показательно в этом отношении выступление на XX конгрессе ESTA в Сант-Морице (Швейцария в 1993 г.) извест­ного методиста Джоан Диксон. Говоря о причинах большого ко­личества профзаболеваний среди музыкантов самого различ­ного возраста, Д. Диксон отмечает, «что среди музыкантов процветает невежество, незнание основных законов нормаль­ного физиологического функционирования организма. И многие педагога, которые смотрят сквозь пальцы на плохую постановку и вытекающие из этого излишние напряжения, сталкиваясь с по­добными проблемами своих учеников, просто не знают, что с этим делать.

Невежество в нашей профессии усугубляется невежеством другого рода - среди врачей. Возможно, они знают все о мыш­цах, сухожилиях и нервных окончаниях, но очень немногие имеют представление или интересуются правильными физиче­скими движениями или тем, какие органы участвуют в движе­нии при игре на музыкальном инструменте».

Сказанное Д. Диксон особенно актуально для начального периода обучения, в котором необходимо учитывать специфи­ку детского восприятия и очень большую устойчивость пер­вичных навыков. Следует вспомнить такие слова великого пе­дагога Л. Ауэра: «Навыки, заложенные в детском возрасте, к лучшему или худшему, влияют на всю жизнь».”

Приходится констатировать, что в своей основе современ­ная педагогика более эмпирична, чем научна, в большей степе­ни рассчитана на интуитивное постижение учеником двига­тельного процесса, чем на строго обоснованное. Причины этого кроются в нескольких факторах. В первую очередь, не­достаточная теоретическая подготовка многих педагогов, осо­бенно школьных, незнание ими в должной мере современной методической литературы, а также основных законов физио­логического функционирования организма. Джоан Диксон со­вершенно справедливо обвиняет подобных педагогов в «науч­ном невежестве». Другой существенный фактор - тот, что даже новейшие музыкальные методические пособия не дают, как правило, точных научно-обоснованных рекомендаций - в частности, связанных со спецификой двигательных действий рук. Рекомендуемые приемы в большей степени основываются на визуальном их восприятии, чем на научно обоснованном следовании основным двигательным физиологическим зако­номерностям.

Подобные рекомендации скорее соответствуют формуле: «смотри и ищи», чем «знай и не нарушай». Даже в современной музыкальной методической литературе не дается развернуто­го анализа тех ощущений в конкретных мышечных грушах, которые должны формировать определенное движение всей руки или какой-либо ее части. Не указывается точное направ­ление первичных двигательных действий всей руки, а также отдельных ее частей, строго подчиняющихся физиологичес­кой спец ифике двигательного процесса. Не анализируется вза­имодействие мышечных групп области плечевого сустава и мышечных груш отдельных частей руки в процессе координа­ции их двигательных действий. В результате - рекомендуемые и культивируемые двигательные навыки зачастую входят в противоречие с физиологическими закономерностями, свой­ственными организму. Еще в начале прошлого столетия Ф. Штейнгаузен писал: «Мы ничему не можем научить наше те­ло, мы можем только учиться у него,., ибо «всеобщая обяза­тельность естественных законов в доказательствах не нужда­ется».

«Учиться у тела» - значит: учиться не только неукоснитель­но соблюдать физиологические закономерности двигательно­го процесса организма, но и воспитывать все инструменталь­ные приемы, строго следуя этим закономерностям.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand:

 wholesale jerseys