Система «зонно-точечных» ощущений в мышечных группах: ее цели и задачи

Владимир Мазель "Музыкант и его руки: Физиологическая природа и форми­рование двигательной системы"

 

Предлагаемая автором система «зонно-точечных ощущений в мышечных грушах» базируется на фундаментальных поло­жениях современной физиологической науки, в частности, фи­зиологии активности, а также достижениях современной музы­кальной методики. Данная система сложилась как результат многолетних педагогических и методических поисков ее авто­ра в стенах ряда музыкальных учебных заведений Санкт-Пе­тербурга. Эффективность системы проверена на многочисленных практических занятиях, связанных с исправлением постано­вочных и технических недостатков. Система дает возмож­ность в кратчайшие сроки снять перенапряжение и даже уменьшить болевые ощущения в области спины и рук как у учеников, так и у музыкантов-профессионалов любого профи­ля и возраста. Практические занятия по рекомендуемой систе­ме проводились как в Израиле, так и в С.-Петербурге в период с 1994 по 2000 годы с музыкантами, играющими на различных музыкальных инструментах.

Применение системы осуществляется на основе комплек­сов специально разработанных гимнастических упражнений, дающих возможность ученику уже на начальной стадии рабо­ты над постановкой добиться необходимых ощущений в лю­бых локальных мышечных 1руппах корпуса и рук. В свою оче­редь, локализация ощущений позволяет ученику, предельно концентрируя внимание на определенных группах мышц, лег­че избавиться от ненужных сопутствующих напряжений.

О необходимости концентрации внимания ученика на край­них границах мышечной зоны, в пределах которых должно со­вершаться игровое действие, указывает В. Григорьев: «Важно добиться, чтобы в начале изучения конкретного движения, уче­ник ощутил крайние точки этой зоны. Тогда «внутренне» он сможет найти в дальнейшем много вариантов движений, столь необходимых в творческом исполнительском процессе».

К числу требующих постоянного активного контроля, отно­сятся мышечные группы области тазобедренных суставов и бедренных частей ног, а также верхней части корпуса - осо­бенно области плечевого пояса и шеи, силовой зоны руки (ло­патка и плечевая ее часть), игровой зоны (кисть и пальцы).

Система зонно-точечных ощущений предполагает локали­зацию необходимых конкретных ощущений в границах опре­деленных мышечных групп и фиксацию этих ощущений в па­мяти ученика. Например, в пределах крайних границ руки при нахождении ею точки опоры; фиксацию ощущений границ си­ловой зоны руки (лопатка - плечевая часть руки) и игровой (предплечье - кисть и пальцы) при непременном условии ощу­щения локтевого сустава как границы, разделяющей две зоны. Фиксируемые ощущения создают необходимое условие взаи­модействий двух зон руки в процессе ее игровых действий. Да­лее, фиксация ощущений зон тазобедренных суставов: бедрен­ной части ноги в границах начало бедра - колено облегчает контроль ощущений, возникающих как при нахождении точек опоры всего корпуса, так и при опоре верхней части корпуса на нижнюю.

Локализации ощущений на начальном этапе работы способ­ствует фиксация свободной рукой конкретных мышечных групп. Постепенно конкретные - осязательные ощущения ав­томатизируются и трансформируются в ассоциативные. Лока­лизация ощущений позволяет ученику, концентрирующему внимание на конкретных мышечных группах, легче избавлять­ся от ненужных «сопутствующих» напряжений. Система дает возможность ученику, обучающемуся игре на любом музы­кальном инструменте, уже в начальный период работы добить­ся идентичности формирующихся приемов. Этим закладыва­ются основы управляемости двигательным процессом и координации рук. Наконец, предлагаемая система позволяет в значительно более короткие сроки отобрать для каждого фор­мируемого приема целесообразные движения, совершаемые с минимально необходимой затратой физической силы. Речь в данном случае идет не о каком-либо конкретном - единичном движении, а о том многообразии двигательных вариантов, на которые указывал В. Григорьев.

Применение системы на практике позволяет добиться по­ложительных и, что особенно важно, стабильных результатов в короткие сроки, как в работе с начинающими учениками, так и с музыкантами, нуждающимися в исправлении технологиче­ских недостатков.

Сокращение времени, затрачиваемого обычно на поиски в двигательной сфере, дает возможность педагогу уже на ран­нем этапе обучения уделить гораздо больше внимания музы­кальному развитию ученика, раскрытию его творческой инди­видуальности и потенциала. 

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: