О специфике детского музыкального образования: постановка рук или постановка корпуса?

Владимир Мазель "Музыкант и его руки: Физиологическая природа и форми­рование двигательной системы"

 

Детскому музыкальному воспитанию и образованию посвя­щена обширнейшая методическая литература. Весьма подроб­но анализируются проблемы, связанные с развитием музыкаль­ного и слухового восприятия ребенка, вопросы постановки и др. Однако до сих пор никто из авторов, занимавшихся вопро­сами детского музыкального образования, не обратил должно­го внимания и не указал на ту двойственность ощущений, кото­рая возникает в двигательной сфере ребенка при его действиях в повседневной жизни и его первыми контактами с инструмен­том.

Все действия ребенка в повседневной жизни - манера сто­ять, сидеть, двигать руками и пальцами - принципиально отли­чаются от тех двигательных действий, с которыми ему прихо­дится сталкиваться при общении с инструментом и которые требует от него педагог. Происходит своего рода «раздвоение личности» ребенка.

Не подготовить корпус ученика предварительно к новым - очень сложным для него ощущениям и движениям, возникаю­щим при его контакте с инструментом, значит - обречь ребен­ка на длительные и достаточно мучительные поиски. Бывают, конечно, случаи, когда ученик в силу особой природной интуи­ции без больших усилий приспосабливается к новым двига­тельным ощущениям. К сожалению, подобные случаи весьма редки - про таких говорят: «родился с инструментом в руках». Но даже у детей, наделенных особой двигательной интуицией, необходимо воспитывать осознанные первичные двигатель­ные ощущения. Интуитивное начало, столь необходимое в эмо­циональной сфере музыканта, далеко не всегда дает должные и стабильные двигательные результаты. Следовательно, основ­ная задача начальной педагогики - предварительная тщатель­ная и всесторонняя подготовка корпуса ребенка к совершенно новым двигательным ощущениям. Это станет основой всей его жизнедеятельности - как при общении с инструментом, так и в повседневной жизни. К примеру, единые по характеру навы­ки стоять, садиться и сидеть, поднимать руку и действовать ею и др. - все должно совершаться на единой основе. Особое вни­мание начальная педагогика должна уделять предпостановочному периоду - периоду формирования у ребенка совершенно иных - принципиально новых двигательных ощущений.

Ощущения эти должны отличаться однообразием и стабиль­ностью при любых действиях ребенка. В подобном случае дви­гательные действия ребенка, занимающегося на музыкальном инструменте, не будут входить в принципиальные противоре­чия со всеми его действиями в обыденной жизни.

Учитывая эти факторы, педагог должен быть предельно внимательным и особенно требовательным в вопросах, связан­ных с деталями постановочных элементов. В этих вопросах не должно быть «мелочей» - незначительные, на первый взгляд, неточности, если их своевременно не исправить, с возрастом, как правило, перерастают в крупные недостатки.

Исходя из изложенного, исправление постановочных недо­статков, появившихся у ребенка в результате неправильных двигательных действий - неправильного держания инструмен­та или неправильной посадки, - не является одномоментным актом. Не следует в спешном порядке навязывать ребенку не­привычные движения и ощущения, связанные с новыми, поначалу весьма неудобными для него формами действий и

 

движений. Особенно неэффективна поспешность при коррек­тировке постановочных элементов в тех случаях, когда сложившиеся старые навыки культивируются уже весьма продол­жительное время - год и более.

В подобных случаях необходимо сначала при помощи спе­циальных подготовительных имитирующих упражнений - без инструмента, воспитать такие мышечные взаимосвязи, кото­рые будут отвечать новым формам двигательных действий.

Лишь после такой двигательной подготовки в границах сформировавшихся новых мышечных взаимосвязей и новых ощущений целесообразно воспитывать новые формы постано­вочных элементов и движений с инструментом в руках. «Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу!» - гласит индийская мудрость.

Воспитывая и обучая детей, педагоги должны постоянно помнить эту истину.

Прежде чем перейти непосредственно к проблемам, связан­ным с постановкой корпуса, следует обосновать основные прин­ципы формирования двигательных навыков музыканта, бази­рующихся на строгом соблюдении законов физиологии. Необходимо также всесторонне осветить закономерности функционирования нервно-мышечного аппарата. Неукосни­тельно руководствуясь этими основополагающими принципа­ми, педагог должен строить весь многоплановый процесс по­становки.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: