Сгибания и разгибания кистевого сустава и пальцев

Владимир Мазель "Музыкант и его руки: Физиологическая природа и форми­рование двигательной системы"

 

Двигательные действия кистевого сустава и пальцев - их сгибания и разгибания должны отличаться особой точностью, ибо от этих действий полностью зависит исполнительское ма­стерство музыканта. Однако эта область - самая слабая и уяз­вимая часть руки. Необходимо добиваться ее максимальной гибкости и эластичности, строго соблюдая при этом двигательные физиологические закономерности.

Сгибатели кистевого сустава расположены на перед ней (ла­донной) стороне предплечья, а его разгибатели - на внешней. Там же соответственно расположены сгибатели и разгибатели пальцев. Мышцы, отводящие кистевой сустав влево и приводя­щие его вправо, расположены на соответствующих боковых сторонах предплечья; там же находятся мышцы, отводящие и приводящие большой палец и мизинец влево и вправо.

Двигательные действия кистевого сустава - его сгибание и разгибание, ведение влево и вправо - должны быть строго под­чинены силовым действиям соответствующих мышечных групп, расположенных на предплечье. Так как амплитуда есте­ственных движений кистевого сустава весьма небольшая, а мышечные группы, организующие эти движения, не отличают­ся достаточной силой, все перечисленные двигательные дейст­вия не должны быть нарочито преувеличенными - они долж­ны всегда носить вторичный, относительно пассивный харак­тер. Как было отмечено выше, все двигательные действия ки­стевого сустава должны строго подчиняться силовым действи­ям мышечных групп предплечья.

Приступая к организации двигательных действий кистевого сустава, необход имо руководствоваться следующими правилами:

1)  избегать крайних положений кистевого сустава при любых формах его д вижений;

2)  помнить, что мышцы-сгибатели от природы более разви­ты, чем мышцы-разгибатели;

3) учитывать, что для кистевого сустава естественны дви­жения круговые или по дугообразной линии, но не нарочито (сугубо) прямолинейные.

Пальцы: основные принципы их функционирования в взаимодействий; хватательный рефлекс

Сгибатели четырех пальцев расположены на передней (ла­донной) стороне предплечья, а их разгибатели - на внешней. Перечисленные мышечные группы сгибают и разгибают каж­дый из пальцев поочередно или вместе.

На боковой стороне предплечья, а также на крайних сторо­нах ладони - возвышениях большого пальца и мизинца - распо­ложены мышцы, отвод ящие большой палец и мизинец в сторо­ны и приводящие их обратно; эти мышечные группы также принимают непосредственное участие в сгибании и разгиба­нии большого пальца и мизинца.

При игре на музыкальных инструментах мышцы-сгибатели пальцев выполняют основную нагрузку. Учитывая, что они от природы более развиты, чем мышцы-разгибатели, педагог в ра­боте над пальцевыми движениями должен уделять особое вни­мание противодействиям пальцев - их активному разгибанию. В предлагаемой системе дается комплекс специальных упраж­нений по максимальной активизации разгибателей с целью смягчения нажимных действий пальцев при их сгибании.

При сгибании пальцев с особой силой проявляется действие хватательного рефлекса В большой степени хватательный ре­флекс обнаруживает себя также при игре на музыкальных инст­рументах, связанной с необходимостью постоянно приближать большой палец к указательному, то есть движениям в сторону его сгибания. (Например, постоянно поддерживать шейку ин­струмента, держать смычок или медиатор и т.п.)

Хватательный рефлекс свойствен ребенку с рождения. Ре­флекс усугубляется в результате постоянной потребности ре­бенка держать пальцы слаженными в кулак, брать в руки пред­меты, например, игрушки, с преувеличенной силой. Сущность хватательного рефлекса заключается в том, что при сближе­нии большого пальца с остальными образуется некое подобие клещей.

Хватательный рефлекс у ребенка с годами усиливается, ибо постоянная потребность движения большого пальца в сторону его сближения с остальными пальцами и их сгибания провоци­рует развитие и без того более сильных мышечных групп-сги­бателей. Бороться с проявлением хватательного рефлекса весьма непросто, однако не учитывать это негативное явление в тот момент, когда ученик впервые берет в руки инструмент, значит заранее обрекать его на большие трудности. Если ре­бенка предварительно не под готовить к новым, непривычным для него ощущениям в кисти и пальцах, то первые его контак­ты с инструментом - его шейкой, тростью или медиатором - будут неизбежно жесткими.

Никакие словесные убеждения педагога: «пальцы должны легко касаться инструмента» - здесь не помогут. Не придав должного значения этой проблеме на первых шагах обучения, разрушить в дальнейшем эта ощущения будет чрезвычайно трудно. Первичные детские ощущения оказываются весьма, если не самыми устойчивыми навыками и с большим трудом поддаются исправлению. Много времени и большие усилия приходиться тратить даже опытному педагогу, чтобы искоре­нить это зло.

Предлагаемые далее комплексы упражнений имеют своей целью подготовить руку ребенка к новым нестандартным ощу­щениям, необходимым для мягкого контакта пальцев с инстру­ментом - особенно большого пальца. По нашему мнению, изба­виться от хватательного рефлекса или хотя бы уменьшить в значительной степени его действие поможет изменение прин­ципа расположения пальцев при сжатии их в кулак. В этой свя­зи рассмотрим два варианта взаимодействий пальцев при сжа­тии их в кулак - традиционный и нетрадиционный.

Подчеркнем, что цели, преследуемые при традиционном и нетрадиционном вариантах кулака, совершенно различные: традиционный кулак направлен на силовые действия, нетради­ционный - на эластичные.

Традиционный метод заключается в том, что пальцы сжи­маются в кулак для совершения определенных силовых дейст­вий или их усиления. Все пальцы с силой прижимаются к ладо­ни, а большой палец - к указательному. При этом взаимодейст­вия между мышечными группами большого и остальных паль­цев проявляются слабо.

Естественно, что пальцы, сжатые подобным образом в ку­лак, создают в зоне кисти-предплечья не только очаг чрезмер­ного напряжения, но и провоцируют быструю утомляемость всей руки. При данном варианте значительное усиление хвата­тельного рефлекса неизбежно, ибо он способствует силовым действиям пальцев, сжатых в кулак. Разобщенность пальцевых действий и отсутствие их должного контакта с большим паль­цем препятствуют необходимому автоматическому мышечно­му освобождению. Этому мешает также и усиление при сжа­тии кулака действий мышечных групп-сгибателей, и без того более сильных, чем мышцы-разгибатели.

После разжатия кулака в зонах кистевого сустава, пальцев и предплечья неизбежно сохраняются значительные остаточные напряжения, которые необходимо постоянно контролировать и компенсировать. Когда ученик впервые берет в руки инстру­мент или располагает пальцы на клавишах, тенденция к встреч­ным движениям большого пальца к остальным, особенно к ука­зательному, провоцирует его совершать действия, аналогичные складыванию пальцев в традиционный кулак и усиливающие хватательный рефлекс. Педагогу приходится длительное время бороться с этой тенденцией ученика.

Как уже было отмечено, избавиться от хватательного реф­лекса или в значительной мере уменьшить его действия помо­жет нетрадиционный метод складывания пальцев в кулак.

Расположение большого пальца вдоль ладони (по направле­нию к мизинцу) ведет к сближению мышечных групп большого и оснований всех остальных пальцев. Сближение всех мышечных групп способствует непосредственным контактам всех пальцев и координации их действий. Большой палец, лежащий вдоль ладо­ни, служит своего рода амортизатором, предохраняющим осталь­ные пальцы от непосредственных контактов с ладонью (кистью), чем в значительной степени уравновешивает действия мышц-сги­бателей и разгибателей пальцев. Сближение отводящее мышц большого пальца и мизинца во время сжатия кулака во многом способствует координации их действий. После разжатия кулака между крайними пальцами не возникает зоны напряженности, что дает возможность сохранить ощущение эластичности между всеми пальцами и ненапряженное состояние кистевого сустава. При таком состоянии пальцев увеличивается возможность их ес­тественных растяжек - особенно между крайними пальцами.

Непосредственный контакт всех пальцев с большим дает воз­можность не только ощутить ед инство их действий, но и легче контролировать степень напряжений как в самих пальцах, так и в кисти. Предложенный вариант сжатия и разжатия кулака ана­логичен действию пружины - активному ее сжатию и автомати­ческому разжатию.

Таким образом, вместо искусственно создаваемой малоуправ­ляемой силовой зоны в области кистевого сустава и пальцев воз­никают предпосылки, позволяющие развитие свободных управля­емых двигательных действий. Эластичное расположение пальцев позволяет мгновенно расслаблять все мышечные группы.

При нетрадиционном расположении пальцев создаются усло­вия для оптимальных контактов между большим пальцем и ос­тальными; максимально нейтрализуется хватательный рефлекс; воспитывается мгновенная реакция на расслабление всех мы­шечных групп указанной зоны при разжатии кулака, и в созна­нии ученика фиксируются оптимальные ощущения второй, край­ней точечной зоны руки - кисти и пальцев.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: