Вертикальные движения размаха

Владимир Мазель "Музыкант и его руки: Физиологическая природа и форми­рование двигательной системы"

 

Воспитание двигательных действии руки целесообразно на­чинать с вертикального размахового движения: рука - маят­ник. При движениях вертикального размаха рука проходит три позиции, знакомые по подьему руки:

а) нейтральное положение - рука провисла вдоль корпуса;

б) движение руки назад ;

в) движение руки вперед.

Напомним, что движения руки назад - наиболее естествен­ные для мышечных групп зоны лопатки и плечевого сустава, следовательно и напряжение мышечных групп при этом мини­мально необходимые. При отведении руки назад силовые им­пульсы мышц лопаточной зоны беспрепятственно вдут на иг­ровую часть руки. Этот вариант движения размаха абсолютный, ибо стабильное ощущение всей руки неизменно сохраняется, а все части руки - от лопатки до кисти и пальцев - движутся син­хронно. Что касается размахового движения руки непосредст­венно вперед то оно неестественно по своей природе, ибо про­воцирует потерю ощущений ее лопаточной части (зоны) от остальных частей движущейся руки. При этом для сохранения единства действий всех ее частей требуются значительно боль­шие усилия всех мышечных групп плечевого пояса, что застав­ляет постоянно бороться с возникающими напряжениями, осо­бенно в зоне плечевого сустава.

Наиболее эффективный метод работы базируется на кон­кретных тактильных ощущениях в силовой зоне руки при вер­тикальном размахе в трех ее положениях. Для воспитания пра­вильности ощущений, постоянно меняющихся в двигающейся руке, предлагается сравнительный метод работы:

1) опущенная рука находится в нейтральном положении - пальцы сложены в кулак; зафиксировать ладонью левой руки правое плечо в зоне лопатки - плечевого сустава;

2) из нейтрального положения отвести опущенную руку на­зад и сосредоточить внимание ученика на ощущениях в лопа­точной и плечевой ее части;

3) зафиксировав зад нее положение руки, плавным движени­ем вынести руку вперед: рука - маятник.

Проанализируем дифференцированные ощущения в мы­шечных группах плечевого сустава при движениях вертикаль­ного размаха.

При отведении руки назад формируется ее ощущение как единой двигательной системы. Напряжения, создаваемые в зо­не лопатки - плечевого (устава оптимальные; а в зоне мышеч­ных групп грудной области - минимально необходимые. Далее, при выносе руки вперед значительная часть напряжений от зо­ны лопатки переносится на мышечные группы грудной облас­ти - передней стороны плечевого сустава Таким образом, при движениях руки в вертикальной плоскости происходит естест­венное перераспределение мышечных напряжений в зоне пле­чевого (устава и формируются постоянные взаимодействия между мышечными группами лопатки - задней стороны плече­вого сустава и мышечными группами грудной части корпуса - передней стороны плечевого сустава

Благодаря такой последовательности все мышечные ощу­щения дифференцированы, а, следовательно, и движения пол­ностью управляемы.

Для контраста ощущений следует из нейтрального положе­ния вынести руку непосредственно вперед: ощущения лопаточ­ной зоны при этом значительно теряются. Ученик должен по­чувствовать и осознать разницу ощущений в зоне мышечных групп лопаток - плечевых суставов при разных положениях ру­ки: рука, отведенная назад, рука, отведенная вперед.

Исходя из разницы ощущений, необходимо зафиксировать в памяти ученика базовые ощущения, появившиеся в руке при отведении ее назад и сохранять их при всех положениях двига­ющейся руки. По мере автоматизации навыка (приема) и фик­сации в памяти ученика конкретных ощущений, появившихся в двигающейся руке, следует чередовать конкретные - тактиль­ные ощущения и ассоциативные (без фиксации плеча рукой).

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: