Повторяющиеся движения руки и их специфические особенности

Владимир Мазель "Музыкант и его руки: Физиологическая природа и форми­рование двигательной системы"

 

Повторяющиеся движения руки (или отдельных ее частей), совершаемые в противоположных направлениях, имеют свою определенную специфику. Ведение руки в противоположных на­правлениях должно происходить по единой повторяющейся ли­нии.

Суть этого действия заключается в следующем: при движе­ниях руки происходят четкие взаимодействия различных мы­шечных групп, двигающих руку или отдельные ее часта в опре­деленную сторону. Это взаимодействие базируются на строгом чередовании процессов напряжений и расслаблений. Четкость действий основывается на тождестве ощущений в мышечных группах, двигающих руку по повторяющимся линиям, напри­мер: вправо-влево, влево-вправо, вниз-вверх, вверх-вниз и т.д. Таким образом, периодизация напряжений и расслаблений мы­шечных групп, двигающих руку в одном направлении, должна строго повторяться при возвращающихся движениях. Но при этом - в зеркально отраженном порядке.

Подобная периодизация служит основой при воспитании идентичности ощущений и действий мышечных групп на лю­бом отрезке движения руки, независимо от его направления. Идентичность ощущений и движений при организации двига­тельного процесса является залогом воспитания управляемого игрового аппарата. Целесообразность двигательных действий помогает экономии движений и энергии. Игровой аппарат, вос­питанный таким образом, позволяет значительно легче кор­ректировать качество звучания. В то же время отсутствие иден­тичности ощущений и движений, неизбежное при интуитивном подходе, приводит, как правило, к несогласованности мышеч­ных действий и к затрате лишней энергии. В результате - зна­чительно понижается эффективность работы над звуком.

Одним из наиболее показательных примеров в этом отно­шении служит горизонтальное размаховое движение, соверша­емое по единой повторяющейся линии в двух противополож­ных направлениях. В целях лучшей концентрации внимания ученика на ощущениях и действиях различных мышечных групп, участвующих в размаховом движении, рекомендуется первоначально производить это движение на опорной плоско­сти (столе).

Упражнение заключается в следующем:

1) положить на стол длинный лист бумаги; и опустить руку с карандашом на бумагу;

2) провести карандашом дугообразную линию влево-вверх и зафиксировать это положение;

3) не отрывая карандаш от бумаги» возвращать руку в исход­ное положение - вправо-вниз, строго придерживаясь очерчен­ной линии;

4) выполняя упражнение, целесообразно менять первичное направление движения руки: начиная с левого ее положения, вести карандаш вправо-вниз, влево-вверх.

Конкретные ощущения движения руки на плоскости позво­ляют ученику значительно легче воспринять как само движе­ние, так и взаимосвязь всех частей руки, участвующих в этом движении. В дальнейшем - при движении поднятой руки вне плоскости - ученик сможет сохранить необходимые ассоциа­тивные ощущения в мышечных группах, зафиксированные им при движении руки на плоскости.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: