Основные принципы координации рук музыкантов

Владимир Мазель "Музыкант и его руки: Физиологическая природа и форми­рование двигательной системы"

 

Наблюдая игру музыкантов-профессионалов, мы видим, что в процессе игры они совершают множество различных двига­тельных действий корпусом. С чем связаны эти движения? Яв­ляются ли они показателем эмоционального порыва исполни­теля или же направлены на решение сугубо звуковых и технических задач? Очевидно, и первое, и второе. Более того, эти движения - неотъемлемая часть игрового процесса, ибо они связывают воедино творческие порывы исполнителя - их техническое и звуковое воплощение, координируя весь игро­вой процесс.

Для подавляющего большинства учеников проблема коор­динирующих движений является весьма непростым делом, тре­бующим специального и осознанного воспитания. В предлагае­мом разделе рассматриваются основные двигательные действия, формирующие систему координирующ их движений музыканта и влияние этих действий на качество игрового процесса.

В основе координирующих действий - двигательные дейст­вия корпуса при игре стоя или свдя, основанные на подвижно­сти верхней части корпуса по отношению к нижней. Двигатель­ные действия верхней части корпуса по отношению к нижней заключаются в небольших ее покачиваниях во всех направле­ниях, наклонах вперед или откидывании назад, поворотных движениях влево и вправо. Подвижность верхней части корпу­са, ее податливость движениям свидетельствуют о двигатель­ной свободе исполнителя, его умении расслаблять мышечные группы плечевого пояса и рук в процессе игровых действий.

Двигательные действия верхней части корпуса базируются на естественной амплитуде подвижности поясницы, тазовой части корпуса и тазобедренных суставов. Основной принцип координирующих двигательных действий - целостность (моно­литность) ощущений верхней части корпуса. Действия отдель­ных частей корпуса - к примеру, рук или головы, должны быть производными от общих движений корпуса и строго им подчи­няться.

Таким образом, координирующие двигательные действия - это четко обусловленная система. Они, как правило, не явля­ются спонтанными, а должны быть обусловлены конкретными условиями игры. Нередко наблюдаемые у учеников раскачива­ния корпуса, едущие вразрез с логикой двигательного процес­са, не только не способствуют координации действий рук, но и мешают ей. Подобные хаотичные движения наносят непопра­вимый вред двигательным действиям рук и приводят к не­управляемой и некачественной игре.

В предпостановочный период занятий вне инструмента вос­питание всей системы координирующих движений идентично для учеников, обучающихся на любом музыкальном инстру­менте. Различия начинаются с момента контактов учеников с инструментом и связаны с его спецификой.

Поскольку при игре на струнносмычковых инструментах функции рук принципиально различные, то и организация ко­ординирующих действий рук при обучении игре на них приоб­ретает особое значение. Этой же специфике должны быть строго подчинены и движения корпуса.

Фундаментом для воспитания координации рук у музыкан­та служат силовые зоны, которые не только организуют двига­тельные действия всех частей руки, но и определяют как об­щий, так и локальный характер их двигательных действий. В то же время основные трудности, связанные с движениями рук, возникают в их игровых зонах, особенно кистях и пальцах. Эта несогласованность вызывает разбалансированность действий и силовых зон.

Систему координирующих движений музыканта любого профиля целесообразно воспитывать на основе специальных гимнастических упражнений, предусматривающих всевозмож­ные варианты двигательных действий как всего корпуса, так и отдельных его частей, особенно рук.

Естественно, начальный период работы над координацией целесообразно начинать с идентичных согласованных движе­ний силовых частей рук: синхронные подъемы и падения рук, синхронные вертикальные размаховые движения, горизонталь­ные размаховые движения, а также сводящие и разводящие ру­левые движения. Восприятие согласованных движений значи­тельно более доступны ребенку. Только после овладения сог­ласованными действиями можно переходить к движениям, раз­личающимся по своей структуре и своим функциям. Именно такая последовательность в формировании двигательных на­выков предусматривается в первый и второй постановочные периоды.

Следует обращать особое внимание на учеников с недоста­точной природной координацией. Причиной плохой координа­ции рук может явиться излишняя сложность задач, ставивших­ся перед начинающим учеником, а отсюда происходит малосогласованность движений рук и нечеткость (стихийность) воспитываемых инструментальных приемов. Небольшие, на первый взгляд, упущения в детском возрасте постепенно при­водят к плохо организованной игре, бороться с которой подчас необычайно трудно.

Каждое движение начинающего ученика должно воспиты­ваться обособленно, при активном участии сознания, доводить­ся до должной четкости и только после этого соединяться с другим. Четкость движений определяется точной временной регуляцией работы мьппц-антагонистов, их взаимоисключаю­щими действиями. Именно строгая последовательность и по­степенность работы над каждым новым приемом служат зало­гом успеха и позволяют значительно быстрее продвигать ученика в техническом плане.

Учитывая специфику трех периодов постановки, мы реко­мендуем решать определенный круг задач по координации движений в каждый из периодов занятий.

Основные задачи, связанные с работой над координацией в первый, предпостановочный период:

1) разнообразные двигательные действия корпусом, на базе которых будут воспитываться все двигательные действия рук;

2) на основе двигательной свободы корпуса, особенно его верхней части, - согласованные действия рук, их идентичные ощущения и движения без инструмента. Эти ощущения и дви­жения станут в дальнейшем основой взаимодействия рук в про­цессе игры, даже в тех условиях, когда рукам придется совер­шать диаметрально противоположные движения;

3) идентичные ощущения в силовых зонах, на основе кото­рых воспитываются синхронные действия рук: ощущения под­вешенного состояния рук в поднятом положении, ощущения веса руки, размаховые движения, рулевые движения, движения предплечья - сгибания и разгибания локтевых суставов, а так­же все имитирующие движения, связанные со спецификой ин­струмента.

Задача второго периода - разобщенная постановка рук, формирование основных ощущений и движений для каждой ру­ки в отдельности непосредственно на инструменте - озвучен­ный вариант двигательных действий рук. Основным критерием эффективности воспитываемых игровых навыков и их контро­ля становится умение ученика определять на слух и корректи­ровать правильность двигательных действий рук. Воспитание двигательных навыков каждой из рук в отдельности в значитель­ной мере облегчает проблемы координации рук при соединении их действий.

Наконец, задача третьего периода - соединение элементар­ных действий рук. Этот период в полной мере будет опреде­лять дальнейшую согласованность действий рук в процессе иг­ры. Правильно организованные двигательные действия силовых и игровых зон рук - основа их координации. Несоблюдение ос­новных двигательных закономерностей в любой из зон рук не­избежно приводит к координационному разладу всей системы руки и игровому хаосу. Главным образом это относится к игро­вым зонам рук, более всего предрасположенных к координаци­онному разладу. Естественно, координирующие действия сило­вой и игровой зон рук в полной мере зависят от специфических условий игрового процесса на конкретном музыкальном инстру­менте.

Они идентичны при контактах с клавиатурой, при игре на деревянных духовых инструментах; весьма различны при игре на струнносмычковых или струнно-щипковых инструментах. Подробный анализ и тщательная разработка системы коорди­национных движений рук при обучении игре на конкретном музыкальном инструменте - такова должна быть основная те­ма каждой частной методики.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: