Основные причины, вызывающие перенапряжения в мышечно-игровом аппарате музыканта

Владимир Мазель "Музыкант и его руки: Физиологическая природа и форми­рование двигательной системы"

 

I. Неправильное положение корпуса играющего, возникаю­щее при игре стоя или сидя. Вследствие неверного распределе­ния веса частей туловища и перегрузки области спины, особен­но зоны позвоночника, возникают смещение точек опоры корпуса и нерациональные двигательные его действия, неиз­бежно ведущие к зажатости всего плечевого пояса.

II. Нарушение физиологических закономерностей, непра­вильные направления двигательных действий как всей руки, так и отдельных ее частей:

1) неправильный подъем руки, провоцирующий изоляцию лопаточной зоны мышц от остальных частей руки;

2) неправильные сгибания и разгибания локтевого сустава (в отрыве от двигательных действий плечевой части руки), провоцирующие его изолированные действия;

3) изолированные, чрезмерно активные действия пальцев и особенно кистевого сустава, несвойственные им физиологически;

4) крайние положения суставов отдельных частей руки при их двигательных действиях;

5) горизонтально-прямолинейные движения рук при гори­зонтальных размаховых движениях, вызывающе перенапря­жения мышц в зонах лопаток, плечевых и грудных суставов.

Ш. Изолированные движения головой, особенно ее актив­ный (самостоятельный) наклон вперед :

IV. Нарушения периодичности процессов напряжений и рас­слаблений;

V.  Неправильно воспитанные игровые навыки, противоре­чащие физиологическим закономерностям двигательных дей­ствий организма.

Перечисленные причины непосредственно связаны с физи­ологическими факторами. К числу внешних факторов, вызыва­ющих перенапряжения в игровом аппарате (речь идет о непро­извольных напряжениях), относятся:

1) психологические факторы - эмоциональные перегрузки, страх, волнение и другие;

2) температурные изменения воздуха, особенно игра в хо­лодном помещении;

3) длительные занятия без отдыха;

4) нерегулярность занятий - постоянные нарушения режима занятий;

5) неправильно подобранный размер инструмента - особен­но для детей, играющих на струнно-смычковых инструментах;

6) неоправданные завышения сложности репертуара как в техническом, так и в эмоциональном плане.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: