Проблемы воспитания начальных двигатель­ных действий рук

Владимир Мазель "Музыкант и его руки: Физиологическая природа и форми­рование двигательной системы"

 

Методическое пособие «Музыкант и его руки» посвящено обоснованию основных двигательных принципов рук музыкантов-исполнителей. Особое внимание при этом уделено поста­новочному периоду работы с учеником, в котором воспитыва­ются все первичные двигательные ощущения и формируется игровой аппарат музыканта. Именно в этот период занятий должны быть самым тщательным образом организованы и сба­лансированы все двигательные ощущения и действия корпуса и рук. Любые недоработки постановочного периода весьма не­гативно влияют на состояние игрового аппарата будущего му­зыканта, а также на состояние его здоровья.

Все двигательные действия корпуса и рук должны форми­роваться на основе единства ощущений и строго подчиняться основным физиологическим закономерностям функциониро­вания организма. Единство действий корпуса и рук должно быть подчинено формуле - от общего (целого) - к единичному (частному), где каждое локальное действие (движение) долж­но рассматриваться как неотъемлемая часть целого.

Строгое и неукоснительное выполнение всех постановоч­ных элементов, их четкая последовательность - основа органи­зации двигательного процесса рук. Таковы основные принци­пы воспитания игрового аппарата музыканта.

Какие рациональные способы работы для достижения необ­ходимой двигательной свободы рук рекомендует современная методика, на базе каких мышечных ощущений рекомендуется воспитывать их двигательные действия?

На наш взгляд, в современной литературе, посвященной ме­тодике обучения музыканта-исполнителя, недостаточно вни­мания уделено предпостановочному периоду, связанному с по­становкой корпуса, организацией двигательных действий всех его частей и их взаимодействием. По этой причине нахожде­ние учеником оптимальных точек опоры как для всего корпу­са, так и для отдельных его частей - особенно рук, происходит стихийно, неосознанно и, как правило, далеко не всегда рацио­нально.

Это касается и проблемы воспитания начальных двигатель­ных действий рук.

Рекомендуемые метода работы, в частности, связанные с двигательными действиями руки, начиная с ее подъема, обра­щены, в основном, к внешней - чисто зрительной стороне про­цесса , в частности рекомендации, связанные с двигательными действиями руки, начиная с ее подъема. В подобном случае они рассчитаны на интуитивное постижение учеником основ двигательного процесса, без должного осознания конкретных двигательных ощущений в локальных мышечных группах, хотя именно это и должно стать основой воспитания управляемого двигательного аппарата.

В музыкальном исполнительстве интуиция играет исключи­тельно важную роль, ибо она теснейшим образом связана с эмоциональнодвигательной сферой музыканта. Однако при формировании у ученика первичных двигательных навыков, особенно на начальном - постановочном этапе, интуитивное начало далеко не всегда дает должные, а тем более стабиль­ные результаты. Конечно, в данном случае многое решает при­родная интуиция ученика, его способность приспособления к сложнейшим формам двигательного процесса. Но даже у весь­ма небольшой в процентном отношении категории учеников, наделенных природной интуицией, незначительные, на первый взгляд, неточности, допущенные при формировании первич­ных постановочных (двигательных) навыков, приводят в даль­нейшем к самым нежелательным последствиям - вплоть до профессиональных заболеваний. Что же касается учеников с недостаточной природной двигательной интуицией, то пости­жение первичных навыков без должного их осознания (ощуще­ния) дается им значительно труд нее и, как правило, не приносит положительного результата. Отмеченные недостатки появляют­ся в тех случаях, когда педагогика базируется на методе интуи­тивного постижения начинающим учеником первичных двига­тельных навыков.

Обратимся к конкретным методическим рекомендациям.

Например, работа М. Либермана и М. Берлянчика «Культура звука скрипача» (Москва, 1985). В ней представляет несомнен­ный интерес раздел «Овладение штриховой техникой». Что ка­сается раздела «Методика обучения основным приемам звукоизвлечения», он вызывает определенные возражения.

Авторы отмечают, что приводимые ими рекомендации, связан­ные с воспитанием первичных двигательных навыков рук, «не сле­дует рассматривать как исчерпывающие «рецептурные» описания единственных целесообразных средств формирования техники смычка. Они скорее намечают путь преемственности воспита­ния основ культуры звука скрипача с первых шагов его обучения, обращая внимание на самые существенные моменты» (с. 33).

На какие «самые существенные моменты» авторы рекомен­дуют педагогам обращать внимание? Естественно, эти реко­мендации адресованы, в первую очередь, педагогам детских музыкальных школ, многие из которых не имеют еще доста­точного опыта работы с начинающими учениками.

Авторы пишут: «...Примерная последовательность форми­рования навыков звукоизвлечения состоит в следующем: рас­крепощение плечевого сустава и удерживание руки в согнутом положении на весу (без смычка и скрипки). Формирование по­добного навыка начинается с осознания расслабленности мышц висящей руки. Затем, при помощи размаховых движе­ний, внимание начинающего нужно привлечь к ощущению дви­гательной свободы в плечевом (уставе.

Следующий шаг - подъем руки, согнутой в локте. Вначале руку ученика поднимает педагог, словно «взвешивая» ее в сво­их руках. Руку следует поднимать медленно и спокойно, пред­восхищая таким образом ощущение ее веса со смычком в пло­скости различных струн. Во время остановок, обращая внима­ние ученика на весовые и мышечные ощущения, нужно зорко следить за состоянием его мышц, устранять излишние напря­жения».

Формирование первичного навыка - раскрепощение плече­вого сустава и удерживание руки в согнутом положении на ве­су авторы рекомендуют воспитывать в следующей последова­тельности:

1) осознание расслабленности мышц висящей руки;

2) при помощи размахового движения внимание начинающе- го нужно привлечь к ощущению двигательной свободы в плече­вом суставе;

3) следующий шаг - подъем руки согнутой в локте.

Принципиально сама последовательность приемов не вызы­вает никаких возражений. Однако возникает рад вопросов, свя­занных с конкретными ощущениями в мышечной сфере ученика при воспитаниирекомеццуемых двигательных навыков. Почему авторы, фиксируя внимание ученика на раскрепощении плече­вого сустава и на ощущении двигательной свободы руки в пле­чевом суставе, не указывают на важнейшее фундаментальное ощущение руки как единой двигательной системы, начинаю­щейся от лопатки (см. указание И. Лесмана)? Ведь ощущение висящей от плечевого сустава руки - это ощущение только оп­ределенной ее части. Лопаточная часть руки - основа ее сило­вой зоны. Не осознав (почувствовав) в должной степени пер­вичного ощущения «всей руки», особенно ее лопаточной части, ученик не сможет почувствовать, а тем более сохранить в памя­ти стабильное ощущение свободы всей двигающейся руки, осо­бенно при ее подъеме. В лучшем случае ему удастся достигнуть этого ощущения интуитивно, причем кому-то больше, а кому-то меньше. Следующий вопрос: почему авторы, акцентируя внима­ние ученика на двигательной свободе висящей руки, даже не упоминают о воспитании ощущения веса руки, которое также относится к числу фундаментальных? На какие в таком случае «весовые и мышечные ощущения» следует обращать внимание ученика при под ъеме руки, если у него предварительно не вос­питано четкое и осознанное ощущение веса руки при опущен­ном - исходном ее положении? Вряд ли подобные ощущения возникнут стихийно при подъеме руки.

Ученик, особенно начинающий, не может без излишних мы­шечных напряжений поднять руку в рабочее подвешенное по­ложение, а тем более удерживать ее на весу длительное время без предварительной подготовки. Непременное условие такой подготовки - осознание и фиксация в памяти ученика опти­мальных мышечных ощущений в области плечевого пояса, осо­бенно зоны лопатки и плечевого сустава при движущейся руке в опущенном ее положении, постоянное ощущение веса руки и, на этой основе, сохранение перечисленных базовых ощущений при подъеме руки.

Следующая рекомендация: «при помощи размахового дви­жения внимание начинающего нужно привлечь к ощущению двигательной свободы в плечевом суставе». Сама рекоменда­ция вполне закономерна. Однако при обращении к начинающе­му ученику, по нашему мнению, прежде всего необходимо об­ратить внимание не на применение размахового движения, а на его предварительное воспитание. Размаховое движение - одно из основных, фундаментальных двигательных ощущений руки. Основная цель его - осознание двигающейся руки как единой двигательной системы.

В этой связи необходима максимальная концентрация вни­мания начинающего ученика не на плечевой сустав, а на зону лопатки - как начала руки. Только на основе первичного (опти­мального) ощущения зоны лопатки возможно ощущение веса провисшей руки и достижение двигательной свободы в плече­вом суставе. Приступая к воспитанию размахового движения, начинающий ученик должен не только концентрировать макси­мум внимания на зону лопатки, но и фиксировать в памяти те положения, при которых ощущение всей руки и ее двигатель­ной свободы проявляется максимально. Таким оптимальным положением руки является отведение ее назад в сторону спи­ны (лопатки).

Следовательно, раскрепощенное состояние плечевого сус­тава - явление вторичное, и начальная концентрация внимания ученика только на эту область движущейся руки не может обеспечить должного, а тем более стабильного положительно­го результата.

И, наконец, каким образом педагог, особенно малоопыт­ный, может проследить «за состоянием мышц (ученика - В.М.), устраняя излишние напряжения»? В данном случае педагог искусственно навязывает ученику свои ощущения свободного состояния мышц. Эти ощущения ученик без предварительной тщательной подготовки может только в какой-то степени по­чувствовать и принять, а может вовсе и не почувствовать. Как видно из изложенного, предлагаемый авторами метод работы основывается в значительной степени на интуитивном воспри­ятии ученика, а не на последовательном воспитании стабильно осознанных ощущений.

Сопоставим два подхода к решению проблемы, связанной с овладением первичными двигательными навыками. По наше­му мнению, метод осознанного овладения первичными двига­тельными навыками на базе воспитания строго определенных ощущений в локальных мышечных группах более эффективен и дает более стабильные результаты, чем метод овладения дви­жениями без предварительной мышечной подготовки, опираю­щейся в большей степени на интуицию ученика. Более того, именно благодаря сознательному овладению первичными дви­гательными навыками на базе конкретных мышечных ощуще­ний ученик сможет в дальнейшем добиться стабильной испол­нительской свободы и сознательно управлять двигательными действиями рук.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: