Система специальных упражнений

Владимир Мазель "Музыкант и его руки: Физиологическая природа и форми­рование двигательной системы"

 

Предлагаемая система специальных гимнастических уп­ражнений строится на основе строгого соблюдения основных физиологических закономерностей функционирования орга­низма и направлена на формирование двигательного процесса музыканта-исполнителя, обоснованного в предыдущих главах. При этом максимально учитываются специфические особенно­сти этого процесса.

Исключительное значение при выполнении гимнастических упражнений придается психологическому - волевому фактору.

Основополагающими принципами предлагаемой системы упражнений являются:

1) единство ощущений всей мышечной сферы человеческо­го организма. Ни одно локальное (единичное) действие-движе­ние не должно ощущаться изолированно;

2) первичность ощущений - вторичность движений как ос­нова формирования двигательного-игрового процесса и его уп­равления. Все двигательные действия музыканта должны быть полностью подчинены психологическому фактору - макси­мальной концентрации его внимания на определенные (кон­кретные) точечные зоны в локальных мышечных группах, формирующих то или иное движение-действие;

3) фундаментом для построения двигательной системы музыканта-исполнителя являются силовые (крупные) мышечные группы, служащие активными генераторами силы в организме;

4) действия мелких мышечных групп должны быть мини­мально активными, строго организованными и полностью подчиненными генераторам силы;

5) строгая периодичность (чередование) процессов напря­жений и расслаблений в активно функционирующих мышеч­ных грушах - как непременное условие четкой организации двигательного процесса исполнителя;

6) и, наконец, особое внимание в процессе упражнений должно быть уделено двигательным действиям рук, а также их взаимодействиям - координации их двигательных действий.

Все подготовительные комплексы упражнений следует на­правлять на воспитание ощущений руки как составной часта корпуса и на этой основе формировать ед иную двигательную си­стему, в которой действия каждой из частей должны быть взаи­мосвязаны с общими двигательными ощущениями всей руки.

Система специальных гимнастических упражнений ставит своей основной задачей воспитание у музыкантов определен­ных мышечных взаимосвязей. Она дает возможность исправить недостатки двигательного характера, появившиеся в результате педагогического просчета в период работы над постановкой, а также позволяет снять излишние мышечные напряжения, по­явившиеся у музыканта вследствие физических перегрузок, свя­занных с интенсивной исполнительской деятельностью. Кроме того, регулярные занятия комплексами упражнений способству­ют развитию и совершенствованию двигательных навыков ис­полнителя, содействуют поддержанию на должном уровне его инструментального мастерства и помогают поддерживать долж­ную физическую форму.

Применение системы специальных упражнений весьма эф­фективно также при исправлении серьезных дефектов, связан­ных со спиной и позвоночником, - восстановлении их функ­ций.

Как пишет Г. Холл; «Спина, (а, следовательно, и позвоноч­ник - ЯМ) обладает способностью к самовосстановлению». Причем, следует добавить с полным основанием - к достаточ­но быстрому самовосстановлению. Регулярные и интенсивные занятия системой упражнений позволяют в весьма короткие сроки - в течении шести-восьми недель в значительной степе­ни ликвидировать столь сложные проблемы, как постоянные перенапряжения мышечных групп спины и деформация позво­ночника, а также снять болевые ощущения в области спины, рук и шеи. Свидетельство тому - результаты применения авто­ром предлагаемой системы при занятиях с людьми самых раз­личных профессий и разного возраста, в том числе и 50+.

Система упражнений также дает возможность воспитать в организме новые мышечные взаимосвязи, основанные на стро­гом соблюдении основных физиологических двигательных за­кономерностей. Благодаря этому не только предупреждается возвращение к старым движениям, провоцирующим перена­пряжения в мышечных группах, но и предотвращаются новые очаги перенапряжений.

Речь, следовательно, идет о формировании оптимальной осанки музыканта, дающей возможность сохранять сбаланси­рованное равновесие корпуса в процессе игровых действий. Корректируются дефекты осанки, возникшие в результате до­пущенных ошибок в период работы над постановочными эле­ментами. Воспитываются новые жизненно важные навыки - стоять, ходить, сидеть, двигать руками и головой, поднимать груз; умение сводить к необходимому минимуму напряжения в мышечных группах организма.

Данная система упражнений принципиально отличается от других видов общих гимнастик, ставящих своей целью сугубо физическое развитие человека и укрепление его мышечной сферы на простейшем двигательном уровне при минимальном участии сознания. Степень напряжений в мышечных группах, формирующих определенные движения, не учитывается и не регулируется целенаправленным психологическим контролем. Более того, чем сильнее мышечные напряжения при подобно­го рода движениях, тем они считаются более эффективными. Таким образом, силовые приемы культивируются как самоцель - напряжение ради напряжения.

Как видно из вышеизложенного, мышечные напряжения в таких случаях не локализуются в определенных мышечных группах, и поэтому нет возможности активно контролировать их целесообразность. Более того, в гимнастических упражне­ниях, направленных на силовые приемы, не учитывается физиологически обоснованная направленность двигательных дейст­вий различных частей корпуса, рук и головы.

Для занимающихся обычной гимнастикой не только степень напряжений, но также и периодичность напряжений и расслабле­ний не имеют принципиального значения и, как правило, проис­ходят стихийно - непроизвольно. Для музыкантов же строгая пе­риодичность процессов напряжений и расслаблений играет решающую роль и определяет в конечном счете уровень инстру­ментального мастерства.

Принципиальное отличие специальной системы гимнастики заключается в ее профессиональной направленности. Уже на на­чальной стадии занятий происходит отбор целесообразных дви­жений, совершаемых при минимально необходимом приложении физической силы и под непрерывным контролем сознания. На начальном этапе занятий система ставит своей целью организа­цию целесообразных движений, не связанных с конкретными ин­струментальными приемами. Этот этап имеет две главные зада­чи: воспитание в организме основных мышечных взаимосвязей, базирующихся на активных действиях силовых мышечных Групп, и воспитание ощущений взаимозависимости и взаимодей­ствий этих мышечных групп в процессе любого движения. На этой основе создаются пред посылки осознания (ощущения) все­го организма как целостной двигательной системы.

На следующем этапе занятий система формирует двига­тельные навыки, связанные непосредственно с конкретными инструментальными приемами. В этих целях используются комплексы соответствующих имитирующих движений, направ­ленных на воспитание зонно-точечных ощущений в локальных мышечных группах. Внимание ученика концентрируется на строго определенных мышечных группах и локализации их по­средством тактильных (осязательных) ощущений. Таким обра­зом, на основе локальных тактильных ощущений формируются комплексы осознанных целесообразных движений. Локализа­ция ощущений помогает ученику избавиться от сопутствую­щих ненужных напряжений.

Система упражнений, базирующаяся на принципах зонно-то­чечных ощущений, дает возможность уже в начальный период работы добиться стабильности и идентичности формирующих­ся навыков (приемов) и тем самым заложить основы управляе­мости двигательным процессом, а следовательно и основы координации рук. Система значительно сокращает время поисков необходимых ощущений и движений и предохраняет ученика от совершения им неосознанных движений.

Одновременно с формированием сугубо двигательных эле­ментов - первичных двигательных навыков - система предус­матривает психологический фактор уже на самой ранней ста­дии обучения. Он основан на максимально осознанном контроле силовых действий мышечных групп, поиске и отборе оптимальных усилий при формировании каждого конкретного движения. Целесообразные навыки, которые при этом воспи­тываются, дают возможность выполнять каждое движение с минимально необходимой затратой физической силы. Психологический фактор, таким образом, приобретает особое значе­ние на этом этапе занятий, имитирующем двигательный игровой процесс.

В работе по гимнастической системе весьма целесообразно чередовать метод осязательных и ассоциативных ощущений в активно работающих мышечных группах - генераторах силы, и применять его в каждом конкретном случае целенаправленно.

Особое внимание в системе специальных упражнений уде­лено различным видам двигательных действий рук и их от­дельных частей. Этот раздел упражнений - центральный. Он учитывает все специфические действия рук музыкантов. При этом, что особенно важно, все внимание занимающихся гимна­стикой направлено на воспитание осознанного активного уп­равления процессами напряжений и расслаблений руки при формировании различного рода игровых навыков. В этой свя­зи, одна из основных задач упражнений - преодоление «насто­роженной реактивности» руки - непроизвольного ее торможе­ния при свободном падении.

При выполнении всех упражнений максимальное внимание должно быть уделено состоянию спины и позвоночника, всесто­роннему развитию мышечных групп, окружающих позвоночник. Поэтому во время игры активные силовые действия мышечных групп области позвоночника должны быть направлены в сторону от позвоночника, чтобы предохранить его от сдавливания и де­формации. Деформация позвонков, возникающая вследствие их сдавливания напряженными мышечными группами не только вызывает болевые ощущения в различных участках спины, но и весьма негативно влияет на решающую роль позвоночника в уп­равлении всем двигательным процессом организма.

К примеру; активные силовые действия мышечных групп об­ластей лопаток должны быть направлены в сторону от позвоноч­ника; в сторону плечевых суставов и плечевых частей рук. Пре­дусмотрено также сохранение максимально прямого положения спины и шеи при выполнении каждого упражнения.

Система специальных упражнений учитывает тенденцию су­ставов к статике, их инертность, а также то, что направление их двигательных действий обусловлено спецификой взаимодейст­вий мышечных групп, окружающ их данный сустав. Любое невер­ное, с точки зрения физиологии, направление движения суставов провоцирует перенапряжение тех мышечных групп, которые приводят их в движение. Особенно учитывается то обстоятельс­тво, что всем суставам более свойственны от природы круговые движения или движения по дугообразной линии, чем сугубо пря­молинейные. При круговых и дугообразных движениях напряже­ния в мышечных группах, приводящих в движение суставы, на­много меньше, чем при прямолинейных.

Специфика двигательных действий человека заключается в том, что основная нагрузка ложится на более развитые от приро­ды мышечные группы-сгибатели. В результате подобной одно­сторонности действий мышечные группы-сгибатели постоянно перегружаются, а мышечные группы-расгибатели недогружают­ся. Дисбаланс в развитии мышечных групп-сгибателей и разги­бателей, залаженный от природы, со временем увеличивается, увеличивается и разобщенность их действий.

При выполнении каждого упражнения особое внимание должно быть уделено развитию мышц-разгабателей, зачастую от природы потенциально более сильных, чем сгибатели - урав­новешиванию их действия с мышцами-сгибателями.

Заметим, что при выполнении комплексов упражнений не­обходимо строго контролировать периодичность дыхания.

В заключение автор хотел бы сослаться на мнение доктора С. Лубова: «Будущее состояние здоровья музыканта будет во многом зависеть от преподавателя, который осуществляет по­становку, и от тех профилактических мероприятий, которые могут рекомендовать медики».                                                         Разделяя утверждение доктора Лубова, подчеркнем, что пе­ренапряжения в процессе занятии музыкой, особенно в начальный период обучения, не следует рассматривать как неизбеж­ный факт. С перенапряжениями следует неизменно бороться всеми имеющимися средствами, предупреждать их. Этим це­лям и служит предлагаемая система специальных гимнастиче­ских упражнений.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: