Постановка корпуса как основа постановочного процесса музыканта и формирования его осанки; точки опоры корпуса и их нахождение при установлении базовой исходной позиции

Владимир Мазель "Музыкант и его руки: Физиологическая природа и форми­рование двигательной системы"

 

У музыкантов любого профиля в процессе игры, особенно при игре стоя, постоянно изменяются как положение корпуса, так и его наклон. Неизбежно смещаются в известной степени и точки опоры корпуса. Однако приобретаемые в процессе гимнастических упражнений базовые ощущения точек опоры корпуса создают оптимальные условия, при которых сохраня­ется сбалансированное равновесие корпуса при любых измене­ниях его положения. Состояние сбалансированного равновесия корпуса, дающее возможность управлять двигательными действиями рук, возможно только при нахождении оптимальных точек опоры кор­пуса на ноги - как при игре стоя, так и при игре сидя. Это со­стояние обеспечивается постоянным ощущением опоры верх­ней части корпуса на нижнюю. При этом единство ощущений верхней и нижней частей корпуса формируется при опоре рук на боковые стороны тазовой части корпуса, их постоянно фик­сированным состоянием, а также ощущением постоянной опо­ры головы на мышечные группы лопаточной области. Ширина расположения ног при постановке корпуса должна учитывать индивидуальные особенности ученика - его рост, ширину плеч, соотношения длины верхней части корпуса и нижней.

На этой основе воспитывается оптимальный вариант исход­ной позиции, дающий начинающему ученику почувствовать опору верхней части корпуса на нижнюю. Рекомендуется сле­дующий порядок действий:

Предложить ученику несколько вариантов постановки ног - ширины их расположения по отношению к ширине плеч:

а) опущенные руки плотно прижать локтями к бокам и за­фиксировать их;

б) расположить ноги близко друг к другу;

в) постепенно раздвигать ноги до предельной ширины и возвращать их в начальное положение; руки при этом находятся в постоянно фиксированном состоянии.

Ученик должен сам почувствовать оптимальную для него ширину расположения ног, при которой плечевой пояс, вклю­чая руки, находится в наиболее благоприятном, ненапряжен­ном состоянии.

Найденную позицию при опоре на нога следует зафиксиро­вать в памяти ученика и использовать ее как исходную при лю­бых вариантах положения корпуса.

Формирование ощущения руки как единой двигательной системы - исключительно важный момент предпостановочного периода занятий. На этой основе в дальнейшем будут фор­мироваться все двигательные структуры руки как составной части корпуса.

Первое фундаментальное упражнение связано с формиро­ванием ощущений руки как единой двигательной системы на основе вертикального движения размаха: рука - маятник. Не­обходимо прежде всего зафиксировать локтевой сустав и со­здать в руке ед иную напряженную мышечную зону: от лопатки до кисти и пальцев. Затем:

а) опустить правую руку вдоль туловища, пальцы собрать в кулак, кистевой сустав поднять кверху - в сторону его разгиба и плотно зафиксировать локтевой сустав. Ученику следует объ­яснить, что локтевой сустав - это та граница, которая разделя­ет силовую и игровую части руки.

Для того, чтобы почувствовать оптимальное положение предложенного варианта, предлагается альтернативный вари­ант: зафиксировав локтевой сустав, сделать движение кистево­го сустава в обратном направлении - в сторону его сгиба.

Сравнивая оба варианта положения кистевого сустава, уче­ник должен почувствовать, что при подъеме кистевого сустава - движении в сторону его разгибания - мышечные напряжения идут по оптимальному пути - от кистевого сустава в сторону локтевого и плечевого. При таком положении кисти фиксация локтевого сустава неизбежна и наиболее естественна: в руке фиксируется единая напряженная зона. Управляемость руки при этом оптимальная. И наоборот, при повороте кистевого су­става вниз - в сторону сгиба, напряжение в кистевом суставе провоцирует напряженное состояние каждой из частей руки, но не создает ед иной напряженной зоны всей руки. Напряже­ния, при этом, носят хаотичный, изолированный характер. Локтевой сустав практически не фиксируется. Все это приво­дит к дисбалансу каждой из частей руки, их перенапряжениям и неуправляемости руки.

Педагог должен учитывать, что ощущение постоянно фик­сированного состояния локтевого сустава психологически весь­ма сложно для ребенка, привыкшего к постоянно разболтанно­му состоянию руки;

б) из исходного положения: фиксированной рукой сделать размах руки назад - в сторону лопатки и зафиксировать ощу­щение всей руки - от лопатки до кисти и пальцев. Отведенная назад фиксированная рука дает надежное ощущение лопаточ­ной зоны как начала руки;

в) не теряя ощущения фиксированной руки, плавным движе­нием вынести руку вперед. Основная цель размаха руки вперед - максимальное сохранение ощущения лопаточной зоны как начала руки при всех видах ее движений.

Неоднократно повторяя движения, ученик воспитывает:

1) стабильное ощущение лопаточной зоны как начала руки;

2) постоянное ощущения руки как единой двигательной си­стемы.

Таковы базовые условия при выполнении каждого упражне­ния всего комплекса.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: