Второй вариант базовой исходной позиции — при поднятых руках

Владимир Мазель "Музыкант и его руки: Физиологическая природа и форми­рование двигательной системы"

 

Упражнение направлено на формирование основополагаю­щих движений рук.

а) положение ног оптимальное; руки опущены вдоль туловища, локти фиксированы и прижаты к бокам, пальцы сложены в ку­лаки; голова несколько откинута назад и составляет со спиной единую линию;

б) из этого положения, не отрывая локти от корпуса, поднять вверх предплечья - пальцы остаются сложенными в кулаки;

в) выводить локти вперед, поднимая при этом плечевые ча­сти рук над головой - движения синхронные; достигнув высо­кого положения рук (локтей) разводить их широко в стороны и активным движением откидывать назад сверху вниз, сводя до предела лопатки и снова сгибая предплечья; все движения со­вершать по единой дугообразной линии;

г) зафиксировав положение опущенных назад рук по еди­ной возвращающейся линии - локтя движутся назад вверх над головой - активным броском возвращать их в исходное поло­жение, фиксируя локти к бокам.

Откидывая руки, одновременно отводить корпус несколько назад при возвращении рук в исходное положение корпус на­клонять несколько вперед; предплечья при всех движениях рук в пунктах «в» и «г» фиксированы - не разгибаются.

Совершая описанные действия, концентрировать максимум внимания на движениях локтей, что помогает организовать движения ведущих - плечевых частей рук при неизменных ощущениях зоны лопаток как начала руки.

За этим упражнением следует его вариант, в котором на­чальные действия аналогичны пунктам а) и б). Далее: зафикси­ровать положение опущенных назад рук. Не теряя ощущения сведенных лопаток, опустить предплечья и опереться плотно большими пальцами в боковые стороны тазовой части корпуса; ладони расположить вдоль поясницы ближе к копчику; мягко, без напряжений, зафиксировать эту зону спины пальцами.

Базовые ощущения второй исходной позиции: верхняя часть корпуса, особенно плечевой пояс, посредством фиксиро­ванных рук опирается своей тяжестью на мышечные группы нижней части корпуса, несущие основную силовую нагрузку.

Целесообразно сравнить формируемые ощущения с непра­вильными. Значительно меньше опора верхней части корпуса на ноги ощущается при автономных - самостоятельных движе­ниях рук, вне сбалансированности этих действий с действиями всего корпуса. Необходимо, чтобы ученик почувствовал, что изолированные двигательные действия рук вне ощущения их как составных частей корпуса приводят не только к потере ко­ординации действий рук, но и провоцируют потерю ощущений опоры верхней части корпуса на ноги. Напомним, что любые активные действия рук - особенно их силовых зон - должны постоянно корректироваться шириной расположения ног как при игре стоя, так и сидя.

Одна из главных целей упражнения по формированию вто­рой базовой позиции заключается в концентрации внимания ученика:

а) на ощущениях руки как единой двигательной системы и первичных ощущениях зоны лопаток как начала руки; необхо­димые ощущения особенно проявляются при откидываниях рук назад.

б) на ощущениях в зонах плечевых суставов, связанных с движениями рук по круговой линии при их подъемах и брос­ках;

Предлагаемая позиция дает возможность: во-первых, ощу­тить корпус - от головы до ступней ног - как ед иную мышеч­ную силовую сферу, во-вторых, обеспечить состояние сбалан­сированного равновесия верхней части корпуса - от головы до поясницы, ее готовность к любым двигательным действиям. Более того, опора верхней части корпуса на руки (ладони), упирающиеся в бедренные части корпуса, дает возможность в ходе любых упражнений не только держать плечи в опущен­ном положении, но и воспитывает потребность постоянно их опускать, а не поднимать. Тенденция к постоянному опуска­нию плеч является важнейшим фактором, регулирующим рас­слабление мышечных групп плечевого пояса в процессе игро­вых действий - особенно мышечных групп области лопаток.

Непременные условия правильности положения верхней ча­сти корпуса по отношению к нижней - сохранение предельно прямого положения спины и головы (шеи) по всей длине позво­ночника.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: