Приседания с наклоном корпуса вперед — подготовительные упражнения для играющих в положении сидя, по аналогии с предыдущими упражнениями.

Владимир Мазель "Музыкант и его руки: Физиологическая природа и форми­рование двигательной системы"

 

Упражнение 1.

а) Садиться на край стула, максимально наклоняя верхнюю часть корпуса вперед и плотно опирая его посредством ладо­ней на колени - бедренные части ног;

б) зафиксировав наклонное положение верхней части кор­пуса, несколько выпрямлять его и возвращать в исходное - нижнее положение. При этом плотно опираться на ладони и не двигать их с места. Движение повторять 3-4 раза.

в) полностью выпрямлять верхнюю часть корпуса и возвра­щать ее в исходное положение - ладони при этом плотно фикси­руют колени. Сидя на стуле, следует сохранять ощущение посто­янной опоры верхней части корпуса на бедренные части ног.

Спину, особенно ее нижнюю часть - область поясницы - та­зовой часто корпуса - необходимо держать в ненапряженном состоянии. Благодаря такому способу посадки ученик приобре­тает навыки постоянного контроля за ненапряженным состоя­нием спины, особенно области ее плечевого пояса и поясницы, а также возможность регулировать степень напряжений в про­цессе игры. Таким образом создаются условия для предохране­ния области позвоночника от непроизвольных перенапряже­ний при игре садя.

Это упражнение имеет второй вариант, при выполнении ко­торого следует:

а) зафиксировать удобное положение ног и корпуса;

б) плавными движениями наклонять корпус вперед и отво­дить его назад, плотно упираясь на скользящие вниз и вверх по бедрам ладони. При движениях корпуса необходимо сохранять прямое положение спины - единую линию по всей длине позво­ночника.

Рекомендуется также и третий вариант:

а) сесть на стул - положение корпуса прямое, ладони плотно опираются на колени;

б) из этого положения: наклонять корпус вперед, двигая ла­дони в обратном направлении - в сторону тазобедренных сус­тавов. При скольжении ладоней вверх сводить лопатки и отки­дывать голову назад;

в) при обратном движении - выпрямлении корпуса - ладони скользят в сторону колен, плотно опираясь в бедренные часта ног.

С целью корректировки положения корпуса - ощущения по­стоянной его опоры на ноги при игре в положении сидя - весь­ма эффективно следующее упражнение:

а) сесть на стул - корпус наклонить вперед и опереться ла­донями на колени; ноги в узком расположении;

б) почувствовав опору корпуса на колени, откинуть его на­зад, не отнимая при этом ладони от колен;

в) раздвинуть ноги на ширину плеч; в этом расположении ног наклонять корпус вперед и откидывать его назад 3-4 раза; при наклонах корпуса вперед плотно опираться ладонями на ноги;

г) раздвинуть ноги шире плеч; все последующие действия аналогичны пунктам «б» и «в»;

д) достигнув крайнего положения разведенных в стороны ног, движение продолжать в обратном направлении - в сторо­ну сближения ног; при фиксации каждого из положений повто­рять все действия, указанные в пунктах «б» и «в».

Сравнивая ощущения, появляющиеся при опоре верхней ча­сти корпуса на бедренные части ног при их различном положе­нии, найти для себя наиболее оптимальное.

Предлагаемые упражнения позволяют воспитать стабиль­ное ощущение постоянной опоры верхней части корпуса - осо­бенно рук и плечевого пояса на бедренные части ног (колени), а также постоянное ощущение лопаток при игре сидя. При подъеме рук эти ощущения постепенно преобразуются в ассо­циативные. Особенно важно сохранять их при широких движе­ниях размаха. Упражнение весьма эффективно для пианистов, работающих над воспитанием широких размаховых движений рук по клавиатуре, а также для скрипачей, играющих в положе­нии сидя.

Работая сидя, при сгибаниях и разгибаниях корпуса необхо­димо максимально концентрировать внимание на силовых дей­ствиях мышечных групп области тазобедренных суставов, а также сохранять ощущения, позволяющие удержать макси­мальный прогиб поясницы и постоянно откинутой головы.

Ощущения постоянной опоры корпуса на ноги, а также сба­лансированного состояния верхней части корпуса необходимо постоянно сохранять во время хождения. В этих целях предла­гается вариант упражнения:

а) из второй исходной позиции, при которой ладони фикси­руют тазобедренные суставы, сделать правой ногой небольшой шаг вперед, сгибая при этом в три приема колено пружинными движениями и перенося максимально опору верхней части кор­пуса на правую ногу. Ступню (пальцы ног) разворачивать в пра­вую сторону. Зафиксировав максимальную опору корпуса на ногу активным движением колена в сторону его разгибания, возвращать ногу в прямое положение и распрямлять корпус. Левая нога при этих действиях сохраняет прямое положение;

б) аналогичные действия при шаге вперед левой ногой. Пе­ренося последовательно опору верхней части корпуса на двига­ющуюся вперед ногу, ученик учится оптимально распределять вес корпуса на опорную ногу. Автоматизация навыка позволя­ет во время движения вперед сохранять ощущение постоянно сбалансированного состояния верхней части корпуса.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: