Мышечные группы спины и их взаимодействия. Наклоны верхней части корпуса из положения стоя

Владимир Мазель "Музыкант и его руки: Физиологическая природа и форми­рование двигательной системы"

 

Верхнюю часть корпуса (мышечные группы областей пле­чевого пояса и спины - вплоть до тазовой части корпуса) мож­но определить как игровую; нижнюю (мышечные группы обла­стей тазовой части корпуса - тазобедренных суставов и ног) - как опорную.

Активные сгибания верхней части корпуса и его медленные разгибания при положении стоя.

Из второй исходной позиции:

а) плотно зафиксировать ладонями (пальцами) зону позво­ночника в области копчика - крестца. Спина предельно вы­прямлена, голова несколько откинута назад; ноги напряжены - колени вдавлены в сторону спины;

б) активным движением сгибать верхнюю часть корпуса в области копчика, сохраняя при этом прямое (прогнутое) поло­жение спины и неподвижное положение головы. При наклонах корпуса локти (лопатки) разводить в стороны;

в) выпрямлять корпус медленным движением, сближая при этом до предела локти (лопатки). Важно, чтобы ладони, кото­рые плотно фиксируют мышечные группы-разгибатели облас­тей поясницы и тазобедренных суставов, тормозили бы движение разгибания верхней части корпуса; при выпрямлении корпуса верхнюю его часть несколько отводить назад, проги­бая при этом поясницу.

Концентрация внимания на активные силовые действия мы­шечных групп тазовой части корпуса - тазобедренных суста­вов- особенно при выпрямлении (разгибании) корпуса. Голову необходимо держать постоянно в неподвижном положении не­сколько откинутой назад. Следует категорически исключать автономные наклоны головы вперед при сгибаниях корпуса, как в положении стоя, так и сидя. Сведение лопаток при непо­движном положении головы предохраняет шейную часть позво­ночника от нежелательных сгибаний - спина и шея (голова) должны постоянно сохранять единую прямую линию.

В развитие данного упражнения целесообразно ввести его вариант:

а) действия аналогичные пунктам «б» и «в»;

б) сгибать и разгибать верхнюю часть корпуса тремя-четырьмя пружинными движениями, постепенно увеличивая амплиту­ду сгиба. Достигнув нижнего уровня сгиба корпуса зафиксиро­вать это положение;

в) выпрямлять корпус способом, описанном в пункте и «в» первого варианта упражнения.

На основе этих упражнений весьма целесообразна трени­ровка по правильному подъему тяжестей:

а) вытянуть фиксированную правую руку вдоль корпуса, прижимая локоть к боку; левая рука постоянно фиксирует сза­ди тазобедренный сустав, ноги напряжены;

б) плавным движением сгибать верхнюю часть корпуса и выводить прямую фиксированную правую руку несколько впе­ред - перед собой;

в) охватить ладонью вытянутой руки какой либо тяжелый предмет стоящий на полу - к примеру чемодан;

г) мед ленным движением разгибать корпус; поднимать груз за счет усилий мышечных груш тазобедренных суставов - бе­дренных частей ног - без каких-либо напряжений в зоне лопат­ки - плечевой части руки; рука выпрямлена и постоянно фик­сирована. Предлагаемый метод подъема тяжестей - оптималь­ный. Он позволяет поднимать любые тяжести за счет физичес­ких усилий наиболее сильных мышечных групп опорной части корпуса и разгрузить при этом область мышечных групп пле­чевого пояса и плечевой части руки; предлагаемый метод так­же предохраняет от перенапряжений область поясницы.

Следует особо подчеркнуть, что все наклоны верхней части корпуса необходимо производить не за счет его сгибов в области поясничных позвонков - весьма подвижных, а в зоне окончания позвоночника: крестец-копчик. Для того, чтобы исключить сгиб позвоночника в области поясницы, необходимо постоянно фиксировать ладонями зону позвонков крестец-копчик, практи­чески малоподвижную.

Необходимо учитывать, что при игре в положении стоя по­стоянная опора ученика корпусом назад - только в сторону спи­ны (пяток) чревата самыми негативными последствиями для организма ребенка. При постоянной опоре на пятки неизбежно происходит смещение центра тяжести корпуса, в результате че­го корпус всем своим весом давит на позвоночник, сковывая тем самым его подвижность. Такая же картина наблюдается и во время игры в положении сидя: при опоре верхней часта кор­пуса не на бедренные части ног, а назад - в сторону поясницы - происходит аналогичная ситуация.

Внимательно контролируя степень напряжений мышечных трупп области спины в зоне позвоночника, педагог тем самым предохраняет ученика от перенапряжений, которые являются причиной возникновения сколиоза и остеохондроза.

Выводы: основные цели обязательных базовых упражнений - организация и регулирование на их основе всех двигательных действий корпуса и рук. Упражнения позволяют найти опти­мальные точки опоры как для всего корпуса, так и для отдель­ных его частей. Найденные оптимальные точки опоры неиз­менно сохраняются в дальнейшем при всех видах двигательных действий музыканта, играющего как в положении стоя так и си­дя. Конкретные ощущения точек опоры со временем трансфор­мируются в ассоциативные.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: