Точки опоры руки — конкретные и ассоциативные

Владимир Мазель "Музыкант и его руки: Физиологическая природа и форми­рование двигательной системы"

 

Ощущения точек опоры для рук - исключительно важный момент работы по воспитанию фундаментальных ощущений, появляющихся при контактах рук с музыкальным инструмен­том. К числу основополагающих относятся все те ощущения, которые должны были сформироваться в результате предыдущих упражнений:

а) руки - как неотъемлемой части корпуса;

б) руки - как единой двигательной системы;

в) точек опоры руки в опущенном ее положении и сохранении этого ощущения при подъеме руки в рабочее - подвешенное поло­жение (ассоциативные ощущения);

г) сохранение ощущения веса руки при подъеме на основе ее точек опоры, а также при активных бросках и свободных паде­ниях.

Без предварительно подготовленного ощущения точек опо­ры руки и ее веса не может сохраняться должное ощущения ве­са руки во время ее подъема. Воспитание ощущения точек опо­ры руки начинается с ее конкретных ощущений при опоре на плоскость и формируется на основе базовых упражнений, пре­дусматривающих обязательную опору рук (ладоней) на ниж­нюю часть корпуса.

Особенно показательны в этом плане упражнения, связан­ные с нахождением второй исходной базовой позиции, присе­даниями из исходной позиции, а также наклонами верхней ча­сти корпуса - то есть упражнениями, предусматривающими обязательную опору рук на тазовую часть корпуса.

Конкретные ощущения опоры рук на мышечные группы та­зобедренных суставов позволяют в должной мере воспитать и ощутить взаимодействия крайних мышечных зон руки - лопат­ки и кисти (пальцев) при игре как стоя так и сидя. Приступая к работе над нахождением ощущений точек опоры, необходи­мо учитывать направление опоры всей руки на строго опреде­ленную зону кистевого сустава и пальцев.

Мышечные группы кистевого сустава - самые слабые и са­мые уязвимые в системе руки. Они не выдерживают больших нагрузок, и их перенапряжения весьма опасны. Однако в обла­сти кисти и пальцев существует две зоны - более сильная и бо­лее слабая. К более сильной зоне относятся; основание большо­го пальца, а также находящиеся вблизи указательный и средний пальцы. Слабая зона - безымянный палец и мизинец и соответственно все мышечные группы, находящиеся в этой зо­не - то есть на внешней стороне кистевого сустава.

Слабая зона весьма уязвима и чаще всего подвержена боле­вым ощущениям. Следовательно, опору руки на плоскость сле­дует максимально направлять в сторону более сильной зоны кистевого сустава - конкретно в сторону основания большого пальца и совершать опору на поворотном движении руки. Пре­имущества подобного метода заключаются в том, что в резуль­тате поворотного движения плечевая часть руки несколько поднимается и опора руки направляется в сторону основания большого пальца. Подъем руки и ее поворот в сторону проис­ходят по дугообразной линии. При подъеме руки в естествен­ном направлении мышечные группы ее силовой зоны напряга­ются минимально необходимо. Опора руки в сторону сильной зоны кистевого сустава дает возможность правильно направ­лять напряжения руки и, следовательно, регулировать эти на­пряжения, управлять ими. Концентрация ощущения точек опо­ры в области силовой зоны кисти позволяет максимально почувствовать и вес руки.

В том случае, когда опора руки происходит на внешнюю сторону кистевого сустава - на слабые пальцы, т.е. в сторону падения руки, ощущение единства всех частей силовой зоны руки - особенно ее лопаточной части - во многом теряется. Для того чтобы ощутить опору всей руки на плоскость, опира­ясь на внешнюю сторону кистевого сустава, и при этом почув­ствовать оптимально ее вес, силовой зове руки приходиться давить рукой вниз на внешнюю сторону кистевого сустава, то есть искусственно напрягать слабые пальцы. Это вызывает не­избежные перенапряжения в зоне слабых пальцев, а искусств венные напряжения всегда малоуправляемы.

В результате воспитания оптимального направления опоры руки на плоскость ученик может концентрировать напряжения руки в сторону сильных мышечных групп кистевого сустава. Таким образом, перенапряжения в зоне кистевого сустава практически исключаются. Это важно при контактах кисти (пальцев) с любыми музыкальными инструментами, при пись­ме и др.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: