Рекомендуемые упражнения для рук

Владимир Мазель "Музыкант и его руки: Физиологическая природа и форми­рование двигательной системы"

 

Упражнение 1

а) исходная позиция: подойти к стене на расстоянии вытяну­тых рук;

б) поднять руки на высоту плеч и опереться основаниями ладоней в стену. Локти фиксированные, руки прямые. Опору плечевого пояса на руки следует направлять в сторону сило­вых зон кистей - оснований больших, указательных и средних пальцев. В этих целях локти необходимо несколько развернуть в правую и левую стороны. Разворот локтей позволяет в боль­шей степени почувствовать зоны лопаток и с меньшей затра­той физической силы опереться всей рукой в стороны силовых зон кистей. Мизинец и безымянный палец при опоре корпуса на ладони необходимо держать в расслабленном состоянии;

в) сконцентрировать внимание на крайние зоны рук - зоны лопаток и зоны оснований ладоней - у начала предплечья;

г) почувствовав в должной степени контакт между крайни­ми зонами рук, добиваться ощущения плотной опоры лопаточ­ной зоны на основания ладоней - в сторону их силовых зон;

д) с достаточной силой «толкать стену». Локти при этих толчках фиксированы и не прогибаются. При опоре корпуса на стену и толчках рук поясницу держать постоянно в прогнутом в сторону стены положении, отдаляя при этом назад только об­ласть плечевого пояса;

е) толчки на вытянутые руки повторять неоднократно, не­сколько приближая корпус к стене и отдаляя его, увеличивая и ослабляя при этом нажим корпуса на основания ладоней.

Ощущения: верхняя часть корпуса - плечевой пояс - плотно опирается на вытянутые руки; опоры рук фокусируются на ос­нования ладоней - в сторону их силовых зон.

Вариант 2.

Опора корпуса на руки при согнутых - разведенных в сто­роны локтях. При этом ощущения двух взаимозависимых зон при опоре рук на плоскость сохраняются (см. раздел «Две зоны руки»):

а) исходная позиция - аналогичная первому варианту;

б) опираясь на вытянутые руки, плавным круговым движе­нием плечевых суставов развернуть локти в стороны и не­сколько их согнуть; при развороте рук ладони идут навстречу друг Другу, и пальцы сближаются;

в) максимально опираясь на постепенно сгибающиеся лок­ти, плавным движением приближать корпус к стене. При этом концентрировать все внимание на локтевые суставы, куда должна быть направлена максимальная опора корпуса; соот­ветственно опора на основания ладоней становится минималь­но необходимой;

г) приблизив корпус к стене несколькими пружинными дви­жениями, разгибать согнутые локти, отжимая плечевую часть корпуса назад и сохраняя при этом неподвижное прогнутое по­ложение области поясницы. Локтевые суставы сгибать и разги­бать не полностью с целью сохранения постоянного ощущения опоры на них плечевого пояса.

Нетрудно заметить, что оба варианта упражнения по опоре руки на плоскость принципиально отличаются.

В первом варианте локти фиксированные, руки прямые; на основе ощущений в руке двух крайних точечных зон: лопатка - кисть и пальцы - воспитывается единство ощущений всех ча­стей руки при опоре ее на плоскость - рука как единая двига­тельная система. При максимальной опоре плечевого пояса на основания ладоней - все пальцы очень малоподвижны и с тру­дом отводятся от стены.

Во втором варианте корпус опирается на согнутые, разве­денные в стороны локти. В этом случае ученик должен почув­ствовать в единой системе руки две взаимодействующие зоны: силовую (мышечные группы лопатки - плечевого сустава - плечевой части руки) и игровую - мышечные группы предпле­чья, кисти и пальцев. Ученик должен также ощутить область локтевого сустава как границу разделяющую две зоны. Макси­мальная опора корпуса при его движении в сторону стены на локтевые области рук и минимально необходимая его опора на основания ладоней позволяют ощутить оптимально напряжен­ное состояние силовых зон рук - до локтевых суставов и мини­мально необходимое напряженное состояние игровых зон - особенно кистей и пальцев. При максимальной опоре плечево­го пояса на локти и минимальной на основание ладоней пальцы остаются предельно свободными.

Для проверки правильности ощущений при выполнении обоих вариантов отводить пальцы многократно от стены и воз­вращать назад в исходное положение. Свобода пальцевых дви­жений во втором варианте свидетельствует о правильности ощущений, формирующихся в двух зонах рук.

Аналогичные упражнения следует проделать и с опорой рук на край стола:

а) подойти к столу и опереться вытянутыми руками на край стола; корпус в наклонном положении;

б) все последующие действия и ощущения полностью анало­гичны предыдущим вариантам - при опоре рук на стену.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: