Область кисти — пальцев

Владимир Мазель "Музыкант и его руки: Физиологическая природа и форми­рование двигательной системы"

 

Анализируя взаимодействия двух зон руки и специфические особенности функционирования игровой зоны, следует обра­тить особое внимание на область кисти - пальцев, поскольку эта область имеет решающее значение в организации игрового- двигательного процесса. Кисть и пальцы в процессе игры на му­зыкальных инструментах совершают огромное количество весьма сложных и весьма точных по своим формам движений. В то же время область кисть-пальцы - физически наиболее сла­бая в системе руки и более других подвержена перенапряжени­ям и болевым ощущениям.

В подавляющем большинстве случаев перенапряжения и бо­левые ощущения в этой области не только являются первопри­чиной зажатости всей руки, но и провоцируют перенапряжения и болевые ощущения в мышечных группах спины, особенно области плечевого пояса, расположенных в непосредственной близости от позвоночника. В этой связи необходимо уделять особое внимание организации двигательных действий кисте­вых суставов и пальцев, добиваясь максимальной точности их действий, укреплению их мышечных групп и развитию их гиб­кости и эластичности.

Причины, вызывающие напряжения в области кистевых су­ставов и пальцев, весьма различные. Ими могут быть в первую очередь:

а) излишняя активность изолированных кистевых движе­ний, противопоказанных кистевому суставу, в то время как все его двигательные действия должны быте вторичными, отли­чаться наименьшей степенью активности и полностью подчи­няться действиям силовых зон рук;

б) неправильные направления движений кистевых суставов, провоцирующие перенапряжение мышечных групп этой зоны - к примеру, излишние сгибания и прогибания кистевых суставов в вертикальной и особенно в горизонтальной плоскостях;

в) одна из главных причин перенапряжений в зоне кисте­вых суставов - недостаточное или неравномерное развитие мышц-сгибателей и особенно разгибателей, расположенных в области оснований пальцевых суставов. В результате подобно­го негативного явления активные пальцевые действия в облас­ти их основных фаланг зачастую заменяются (компенсируют­ся) кистевыми движениями. При этом мышечные группы, расположенные в зоне кистевых суставов, берут на себя допол­нительные силовые функции. Именно недостаточное развитие основных фаланг, особенно слабых пальцев - безымянного и мизинца, более всего проявляющееся при подъемах этих паль­цев, провоцирует их перенапряженность. Мгновенно передава­емая на кистевой сустав постоянная перенапряженность вызы­вает болевые ощущения, которые чаще всего распространяются по линии мизинец - кистевой сустав и далее по внешней сторо­не предплечья - плеча;

г) неправильное направление опоры руки на основание кис­тевого сустава при контактах пальцев с музыкальным инстру­ментом. В данном случае направление опоры руки идет не в сторону силовой зоны кистевого сустава - основания большо­го и указательного пальцев, а в сторону слабых пальцев - ми­зинца и безымянного.

Для предохранения кистевых суставов и пальцев от перена­пряжений необходим комплекс специальных гимнастических упражнений, главная цель которых - развитие и укрепление всех мышечных групп области кисти и, особенно, оснований пальцев. Особое внимание при этом необходимо уделять сла­бым пальцам - мизинцу и безымянному. При этом автономные двигательные действия кистевого сустава, особенно в сторону его сгиба допускаются в пределах естественной амплитуды движений - без каких либо искусственных напряжений.

В то же время при выполнении гимнастических упражнений допускается известная степень контролируемого увеличенного напряженного состояния мышц-разгибателей в зонах кистевых суставов и пальцев, необходимая в целях их физического разви­тия. К примеру, активные отбрасывания основных фаланг паль­цев в сторону их разгиба, а также активные разгибания кисте­вых суставов - подъемы их кверху.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: