Базовые ощущения при опоре корпуса на вытянутые пальцы; локти выпрямлены и фиксированы

Владимир Мазель "Музыкант и его руки: Физиологическая природа и форми­рование двигательной системы"

 

вариант 1:

а) подойти к стене или к столу на расстояние вытянутых рук;

б) поднять руки и опереться на плоскость ногтевыми фалан­гами вытянутых и несколько прогнутых внутрь пальцев. Ладо­ни отведены от плоскости - не прикасаются к ней; кисть со­ставляет с предплечьем единую линию; локти выпрямлены, небольшой разворот локтей в сторону большого, указательно­го и среднего пальцев - основная опора корпуса в сторону этих пальцев. Безымянный палец и мизинец держать в ненапряжен­ном состоянии; локтевые суставы постоянно фиксированы - неподвижны;

в) зафиксировав прогнутое положение пальцев, нескольки­ми пружинными движениями корпуса увеличивать и умень­шать его давление на прогнутые пальцы - особенно их ногте­вые фаланги;

г) при движениях корпуса вперед опора полностью перено­сится на ногтевые фаланги прогнутых пальцев; ощущения в ногтевых фалангах аналогичны тем, которые появляются при опоре корпуса на основания ладоней. Однако, учитывая пло­щадь опоры, на которую происходят нажимные действия, сила опоры на пальцы должна быть меньшей, чем на основания ла­доней. При опорных движениях корпуса вперед пальцы следу­ет несколько прогибать внутрь - пружиня их.

Эти упражнения формируют основополагающее ощущение максимальной опоры корпуса на прогнутые пальцы.

Вариант 2:

а) для контраста ощущений: опереться на стол пальцами со­гнутыми в ногтевых фалангах, ногтевой частью подушечки; по­ложение кисти аналогично первому варианту; локти выпрямле­ны и фиксированы;

б) двигать корпус вперед, постепенно увеличивая его опору на согнутые закругленные пальцы; по мере увеличения давле­ния корпуса на согнутые пальцы медленным скользящим дви­жением полностью выпрямлять все пальцевые фаланги, особен­но ногтевые, прогибая их внутрь, и широко разводить все пальцы в стороны - в большей степени большой и мизинец. При выпрямлении пальцев ладони к плоскости не приближать - ка­саться плоскости только полностью прогнутой ногтевой фалан­гой;

в) возвращать пальцы в исходное - согнутое закругленное положение, постепенно уменьшая давление на них корпуса; при выполнении всех действий локти постоянно фиксированы.

Теперь важно сравнить ощущения. При опоре корпуса на со­гнутые ногтевые фаланга (вариант 2) в пальцах ощущаются весьма значительные перенапряжения, которые распространя­ются не только на всю руку, но и на весь плечевой пояс. Согну­тые пальцы (ногтевые фаланги) не выдерживают каких-либо значительных напряжений. В то же время опора на вытянутые- прогнутые пальцы несравненно более оптимальная, ибо «пружинность» вытянутых пальцев позволяет добиться максималь­ной опоры корпуса на ногтевые фаланги.

Опора корпуса на вытянутые пальцы при прямых фиксиро­ванных локтях воспитывает в руках фундаментальные ощуще­ния двух крайних зон руки - зона лопаток - кисть и пальцы. Данный вариант опоры корпуса на вытянутые пальцы - не иг­ровой, а промежуточный.

Упражнение 2.

Опора корпуса на пальцы при разворотах локтей (игровой вариант, направленный на укрепление мышечных групп всех пальцевых фаланг - особенно ногтевых и оснований пальцев) - развитие гибкости ногтевых фаланг; воспитание дифференци­рованных ощущений в различных группах пальцев, подготовка пальцев к контактам с музыкальными инструментами.

а) опереться на стену или на стол пальцами, согнутыми (за­кругленными) в ногтевых фалангах;

б) разворачивать локти в стороны, распрямляя и прогибая при этом пальцы и перенося максимальную опору корпуса на локтевые суставы. Разворот локтей и перенесение опоры кор­пуса на локтевые суставы формирует в руках ощущение двух взаимозависимых зон, а также позволяет с наименьшей затра­той силы перенести опору рук на зоны сильных пальцев - боль­шого и указательного. Тем самым достигается большая двига­тельная свобода слабых пальцев - мизинца и безымянного;

в)те же действия, разворачивая локти в стороны, перено­сить опору корпуса на четыре пальца; мизинец поднимать вверх;

г) те же действия с переносом опоры корпуса на три силь­ных пальца - безымянные и мизинцы при этом поднять. Дан­ный вариант опоры корпуса только на сильные пальцы - опти­мальный. Он позволяет сосредоточить максимум нажимных действий рук только на зоны сильных пальцев, являющиеся точками опоры кистевых пальцев, и таким образом увеличи­вать их сопротивляемость нажиму корпуса;

д) все действия аналогичны предыдущем, од нако опору кор­пуса на пальцы при разворотах локтей осуществлять в обрат­ном порядке:

1. на три пальца;

2. на четыре пальца;

3. на пять пальцев.

е) дополнительные варианты: те же действия с опорой кор­пуса на четыре пальца - без больших (большие подняты и нахо­дятся в расслабленном состоянии «на весу»);

ж) те же действия: упражнение «октава». При разворотах локтей опору корпуса переносить на большой палец и мизинец- остальные пальцы не касаются плоскости - подняты и находят­ся в расслабленном состоянии.

В результате этих упражнений ученик должен убедиться в том, что последовательный перенос опоры корпуса на опреде­ленные группы вытянутых пальцев (при непременном условии опоры на их ногтевые фаланги) позволяет добиться дифферен­цированных ощущений в различных группах пальцев, содейст­вует развитию их мышечных групп и эластичности - особенно это касается ногтевых фаланг. Предлагаемый цикл упражне­ний весьма эффективен для воспитания базовых ощущений, формируемых в пальцах при их контактах с музыкальными ин­струментами.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand:

 wholesale jerseys