Автономные двигательные действия кистевых суставов и пальцев

Владимир Мазель "Музыкант и его руки: Физиологическая природа и форми­рование двигательной системы"

 

Упражнение, направленное на воспитание ощущения взаи­мосвязей между сильными и слабыми пальцами.

Вариант 1:

а) сесть на стул: поднять предплечье левой руки ладонью вниз; локоть зафиксировать плотно к боку; правой рукой за­фиксировать кистевой сустав ближе к основанию вытянутых пальцев;

б) поднимать кверху все пальцы, развода их в стороны и на­прягая до предела основания пальцев;

в) зафиксировав положение напряженных пальцев, актив­ным движением бросать их вниз, при этом максимально рас­слабляя и прогибая ногтевые фаланги после падения пальцев на ладонь. Проделать 5-7 раз быстрые и свободные движения пальцами вверх - вниз без каких-либо напряжений в кистевом суставе; кистевой сустав при этих движениях находится в фик­сированном - неподвижном положении.

Вариант 2:

Развернуть плечевую часть руки ладонью вверх; зафиксиро­вать кистевой сустав у его основания; отбрасывать вниз вытя­нутые пальцы, напрягая при этом их основания; бросать на ла­донь вытянутые пальцы, расслабляя их при касании ладоней и максимально прогибая ногтевые фаланги.

Вариант 3:

а) поднять левую руку ладонью вниз;

б) зафиксировать ладонью правой руки основания вытяну­тых пальцев левой руки - ладонью к ладони;

в) согнуть мизинец и безымянный палец и положить их на пальцы правой руки;

г) активно поднимать и опускать указательный и средний пальцы, напрягая их основания при подъеме и расслабляя при падении (мизинец и безымянный палец - в неподвижном поло­жении).

Вариант 4:

а) исходная позиция аналогична первому варианту;

б) согнуть указательный палец и положить его на пальцы правой руки;

в) активно поднимать и опускать пальцы - средний, безы­мянный и мизинец (аналогия с действием пальцев в первом ва­рианте).

Предлагаемое упражнение исключительно важно для уча­щихся, ибо оно воспитывает ощущения взаимосвязей между сильными и слабыми пальцами, столь необходимые при кон­тактах пальцев с любым музыкальным инструментом. При вос­питании правильных пальцевых и кистевых ощущений ученик должен почувствовать, что активные движения кистевого сус­тава вниз в сторону ладони - противоестественное, ибо неиз­бежно провоцирует перенапряжение мышечных групп-сгиба­телей. Следовательно, движение кистевого сустава вниз допускается только как минимально необходимое в пределах амплитуды естественного (ненапряженного) сгиба кистевого сустава.

Джоан Диксон напоминает:

«Запястье должно лежать максимально ровно, плоско. Сухо­жилия, которые крепят пальцы к сгибательным мышцам в предплечье, проходят через запястный канал. Если запястье со­гнуто, сухожилия встречают определенное трение каждый раз, когда пальцы приходят в движение. Постоянное трение и сжа­тие нервных окончаний в этом канале приводят к появлению острых болей, а затем к синдрому запястного канала, который печально известен тем, что плохо поддается лечению».

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: