Большой палец и его мышечные группы

Владимир Мазель "Музыкант и его руки: Физиологическая природа и форми­рование двигательной системы"

 

Мышечные группы, расположенные в зоне основания боль­шого пальца, являются наиболее сильными в области кисти. Их активные действия дают ученику возможность регулировать напряжения, возникающие в процессе игры в области кистево­го сустава, доводить эти напряжения до необходимого миниму­ма и предохранять тем самым кисть от непроизвольных напря­жений. Развитию мышечных групп основания большого пальца следует уделять особое внимание.

Упражнение 1.

Круговые движения большого пальца:

а) исходная позиция: предплечье поднято ладонью вниз, пальцы вытянуты, локоть прижат к боку;

б) делать круговые движения большим пальцем, стараясь при этом максимально задействовать мышечные группы его основного сустава. С целью предохранения кистевого сустава от непроизвольных напряжений при круговых движениях боль­шого пальца целесообразно первоначально свободной рукой фиксировать кистевой сустав у основания предплечья;

в) сделав 4-5 круговых движений в одну сторону, менять на­правление движения;

г) упражнение делать последовательно каждой рукой. На­грузку на основание большого пальца при круговых движениях следует давать значительную.

д) то же упражнение делать двумя руками - их большими пальцами без фиксации кистей.

Упражнение 2.

Взаимодействия каждого из пальцев с большим ставит сво­ей целью: достижение максимальной двигательной свободы в кистевом суставе при падении пальцев в сторону основания большого пальца; укрепление мышечных групп основных фа­ланг пальцев при активном отбрасывании пальцев от ладони (основания большого пальца).

Вариант 1 - нетрадиционный.

а) исходная позиция: поднять предплечье ладонью кверху, па­льцы вытянуты и разведены в стороны, локоть прижать к боку;

б) из этого положения: согнуть пальцы в основных фалан­гах (ногтевые фаланги вытянуты) и положить их в сторону ос­нования большого пальца, стараясь при этом, чтобы мизинец первым лег на нижнюю границу основания большого пальца. Пальцы не следует прижимать к ладони силой;

в) для проверки правильности ощущений, появившихся при взаимодействии всех пальцев с основанием большого (нетра­диционный вариант расположения пальцев), сделать несколько сгибаний н разгибаний кистевого сустава (движения кистевой вибрации);

г) зафиксировав положение упавших пальцев, активно от­брасывать пальцы в исходное положение;

д) для облегчения пальцевых действий фиксировать пред­плечья свободной рукой. Упражнение делать последовательно каждой рукой в отдельности.

Ощущения, воспитываемые при сгибании основных суста­вов пальцев я их падении на основание большого пальца, - мак­симальная свобода в падающих пальцах, их легкое касание ла­дони. При отбрасывании пальцев - максимальное напряжение в основных фалангах пальцев.

Для сравнения ощущений: положить пальцы традиционно на ладонь, вытянув их в сторону кистевого (устава и сделать аналогичные сгибания и разгибания кистевого сустава. Срав­нивая ощущения, приходам к выводу: при традиционном мето­де расположения пальцев - в сторону кистевого сустава - на­пряжения в кистевом суставе ощущаются больше, чем при нетрадиционном, когда пальцы расположены в сторону основа­ния большого пальца;

Упражнение 3.

а) исходная позиция аналогична предыдущим упражнени­ям;

б) активным движением последовательно опускать каждый из пальцев на основание большого и возвращать в исходное по­ложение. Упражнение начинать с указательного пальца, дохо­дить до мизинца и возвращаться в обратном порядке;

в) обратный вариант: упражнение начинать от мизинца и возвращаться к указательному пальцу;

г) как и в предыдущих случаях, упражнение делать последо­вательно каждой рукой в отдельности и фиксировать основа­ние предплечья.

Упражнение 4.

Активный контакт большого пальца с каждым пальцем руки.

а) аналогичная исходная позиция;

б) встречные движения большого пальца с каждым из пальцев;

в) сводить и разводить большой палец последовательно с каждым из пальцев за счет активного сгибания и особенно ак­тивного разгибания его основной фаланги. При сведении паль­цев ногтевые фаланги должны касаться друг друга (имитация щипчиков);

г) встречные движения пальцев следует начинать от актив­ного движения большого пальца к указательному, затем после­довательно двигать его в сторону мизинца и возвращать в об­ратном направлении;

д) встречные движения большого пальца с каждым из пальцев делать по 2-3 раза, по мере овладения приемом - по одному разу, увеличивая при этом скорость встречных движений пальцев.

Воспитание нетрадиционного варианта расположения пальцев в сторону основания большого имеет для музыкантов существен­ное преимущество. Предлагаемый вариант позволяет добиться не только большей координации действий каждого из пальцев с большим, но и добиться большей двигательной свободы в кис­тевом суставе при контактах пальцев со струной или клавиату­рой, требующих максимально свободного его состояния.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: