Большой палец и его мышечные группы
Владимир Мазель "Музыкант и его руки: Физиологическая природа и формирование двигательной системы"
Мышечные группы, расположенные в зоне основания большого пальца, являются наиболее сильными в области кисти. Их активные действия дают ученику возможность регулировать напряжения, возникающие в процессе игры в области кистевого сустава, доводить эти напряжения до необходимого минимума и предохранять тем самым кисть от непроизвольных напряжений. Развитию мышечных групп основания большого пальца следует уделять особое внимание.
Упражнение 1.
Круговые движения большого пальца:
а) исходная позиция: предплечье поднято ладонью вниз, пальцы вытянуты, локоть прижат к боку;
б) делать круговые движения большим пальцем, стараясь при этом максимально задействовать мышечные группы его основного сустава. С целью предохранения кистевого сустава от непроизвольных напряжений при круговых движениях большого пальца целесообразно первоначально свободной рукой фиксировать кистевой сустав у основания предплечья;
в) сделав 4-5 круговых движений в одну сторону, менять направление движения;
г) упражнение делать последовательно каждой рукой. Нагрузку на основание большого пальца при круговых движениях следует давать значительную.
д) то же упражнение делать двумя руками - их большими пальцами без фиксации кистей.
Упражнение 2.
Взаимодействия каждого из пальцев с большим ставит своей целью: достижение максимальной двигательной свободы в кистевом суставе при падении пальцев в сторону основания большого пальца; укрепление мышечных групп основных фаланг пальцев при активном отбрасывании пальцев от ладони (основания большого пальца).
Вариант 1 - нетрадиционный.
а) исходная позиция: поднять предплечье ладонью кверху, пальцы вытянуты и разведены в стороны, локоть прижать к боку;
б) из этого положения: согнуть пальцы в основных фалангах (ногтевые фаланги вытянуты) и положить их в сторону основания большого пальца, стараясь при этом, чтобы мизинец первым лег на нижнюю границу основания большого пальца. Пальцы не следует прижимать к ладони силой;
в) для проверки правильности ощущений, появившихся при взаимодействии всех пальцев с основанием большого (нетрадиционный вариант расположения пальцев), сделать несколько сгибаний н разгибаний кистевого сустава (движения кистевой вибрации);
г) зафиксировав положение упавших пальцев, активно отбрасывать пальцы в исходное положение;
д) для облегчения пальцевых действий фиксировать предплечья свободной рукой. Упражнение делать последовательно каждой рукой в отдельности.
Ощущения, воспитываемые при сгибании основных суставов пальцев я их падении на основание большого пальца, - максимальная свобода в падающих пальцах, их легкое касание ладони. При отбрасывании пальцев - максимальное напряжение в основных фалангах пальцев.
Для сравнения ощущений: положить пальцы традиционно на ладонь, вытянув их в сторону кистевого (устава и сделать аналогичные сгибания и разгибания кистевого сустава. Сравнивая ощущения, приходам к выводу: при традиционном методе расположения пальцев - в сторону кистевого сустава - напряжения в кистевом суставе ощущаются больше, чем при нетрадиционном, когда пальцы расположены в сторону основания большого пальца;
Упражнение 3.
а) исходная позиция аналогична предыдущим упражнениям;
б) активным движением последовательно опускать каждый из пальцев на основание большого и возвращать в исходное положение. Упражнение начинать с указательного пальца, доходить до мизинца и возвращаться в обратном порядке;
в) обратный вариант: упражнение начинать от мизинца и возвращаться к указательному пальцу;
г) как и в предыдущих случаях, упражнение делать последовательно каждой рукой в отдельности и фиксировать основание предплечья.
Упражнение 4.
Активный контакт большого пальца с каждым пальцем руки.
а) аналогичная исходная позиция;
б) встречные движения большого пальца с каждым из пальцев;
в) сводить и разводить большой палец последовательно с каждым из пальцев за счет активного сгибания и особенно активного разгибания его основной фаланги. При сведении пальцев ногтевые фаланги должны касаться друг друга (имитация щипчиков);
г) встречные движения пальцев следует начинать от активного движения большого пальца к указательному, затем последовательно двигать его в сторону мизинца и возвращать в обратном направлении;
д) встречные движения большого пальца с каждым из пальцев делать по 2-3 раза, по мере овладения приемом - по одному разу, увеличивая при этом скорость встречных движений пальцев.
Воспитание нетрадиционного варианта расположения пальцев в сторону основания большого имеет для музыкантов существенное преимущество. Предлагаемый вариант позволяет добиться не только большей координации действий каждого из пальцев с большим, но и добиться большей двигательной свободы в кистевом суставе при контактах пальцев со струной или клавиатурой, требующих максимально свободного его состояния.