Комплексы базовых подготовительных упражнений для музыкантов, играющих в положении сидя (упражнения без инструмента)

Владимир Мазель "Музыкант и его руки: Физиологическая природа и форми­рование двигательной системы"

 

Ощущения сбалансированного равновесия верхней части корпуса, столь необходимое при игре в положении стоя, необ­ходимо сохранять и при игре в положении сидя. В этой связи следует использовать комплексы всех базовых упражнений, связанных с наклонами корпуса вперед в момент приседания и в момент посадки на стул.

При игре в положении сидя необходимо воспитывать и со­хранять важнейшие ощущения: в первую очередь - постоянную опору верхней части корпуса на бедренные части ног. Столь же необходимо сохранение прямого положения спины (прогнутое вперед положение области поясницы и неизменно прямое поло­жение позвоночника), позволяющее обеспечить ощущения не­напряженного состояния мышечных групп спины - плечевого пояса. Также обязательно прямое или несколько откинутое на­зад положение головы при любых видах движения верхней час­ти корпуса и рук. Автономные движения головы при наклонах корпуса вперед должны быть полностью исключены. В этой связи сгибания и разгибания верхней часта корпуса произво­дить только в области тазовой части корпуса (копчика). Долж­ны сохраняться и постоянные ощущения двух зон рук при лю­бых формах их движений.

Благодаря такому способу посадки музыкант приобретает устойчивые навыки контроля ненапряженного состояния пле­чевого пояса, а также возможность регулировать степень на­пряженного состояния силовых зон рук и ненапряженного - иг­ровых в процессе игры. Перечисленные факторы позволяют предохранять область мышечных групп позвоночника при игре в положении сидя от непроизвольных перенапряжений.

Сидя на стуле, необходимо проделать комплексы основных упражнений для рук, рекомендованных и описанных при игре в положении стоя:

1) подъемы и броски плечевых частей рук - локти согнуты, предплечья фиксированы;

2) выносы рук вперед - движения рук по дугообразной ли­нии, позволяющие воспитать:

а) ощущения подвешенного состояния рук;

б) ощущения двух зон рук;

в) ощущения подвижности локтевых и кистевых суставов в разных плоскостях положения рук и при разных формах их движений.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: